Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 8

В нормальном состоянии законодательная власть решает вопросы «по воле большинства», подобно тому, как в механике Ньютона движение тела происходит в сторону преобладающих сил. Эта «воля» закрепляет свободы совести, слова, печати, собраний и частной собственности.

Принцип индивидуализм, пронизывающий политическую концепцию Локка, восходит к возрожденческому «титанизму». Но Локк тесно связал его в своей аргументации с экономической основой и в то же время освободить от агрессивной беспринципности, соотнеся его с «естественной религией», т. е. «разумным христианством» и веротерпимостью.

Рационалистическая традиция Нового времени представлена такими уникальными фигурами как Б. Спиноза, Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Основателем рационалистической традиции Нового времени является французский философ Рене Декарт (1596-1650). Латинизированное имя Декарта – Картезий, поэтому его философи. Называют иногда картезианством, а его последователей часто называют картезианцами. Эмпирик Бэкон, социально и политически активный, светский человек, и рационалист Декарт, человек уединения и конформизма, который позволял ему не быть ничему обязанным, во многом сходны.

Они одинаково утверждают пафос преодоления отчаяния перед лицом непостижимого и невозможного. Отчаяние возникает от бессилия человеческого ума и рождает слепую веру. Но хотя человек все время вынужден стоять перед лицом непостижимости, это не означает унижения человека. Он способен на ясную веру – веру в собственный разум.

Однако в отстаивании этой веры им недостает юношеского воодушевления Возрождения. Оба философа облекают свои учения в предусмотрительное одеяние расчетливой мудрости, причем один прикрывается плащом набожности, а другой – плащом религиозной индифферентности. Поэтому у каждого свой род предусмотрительности и свое понимание разума и знания. Для Бекона знание – ступень к власти и средство культурной работы человечества, для Декарта – средство для удовлетворения индивидуальной жажды знаний, наивысшая нравственная задача человека. Но и та, и другая установка является основой понимания сути науки и метода.

 Декарт говорит: «Раньше достаточно было сказать, что в виду конечности нашего разума бесконечное непостижимо разумом. Но, теперь, сказав, не следует пытаться постичь бесконечность, этим «не» ограничится нельзя, надо сказать, что же следует постигать… Надлежит лишь полагать неопределенным все, чему мы не находим границ. Надо раз и навсегда понять, что проистекает это (неопределенность) из недостаточности нашего разума, а вовсе не из их (неопределенных предметов) природы… Бесконечен лишь Бог. Поэтому следует рассматривать не для какой цели Бог создал весь мир и каждую вещь в отдельности, а лишь, каким образом он это создал. Для этого и нужны наука и метод.

Декарт создает науку и научный метод не только в метафизическом смысле. Он внес значительный вклад в становление многих научных областей: аналитическую геометрию (им фактически создана), теорию света (закон преломления), механику (закон сохранения инерции и движения), математику (дифференциальные исчисления), психофизиологию (изучение рефлекса).

Он стремился выстроить механико-математическую систему природы. Кульминацией этой системы и ее законом должна быть «matematic universalic» («всеобщая математика»). Она простирается на предметы всех других наук и изучает всеобщий порядок или меру во всех областях познания, независимо от того, «будут ли это числа, фигуры, звезды или что-нибудь другое, в чем отыскивается эта мера».

Свою работу «Правила для руководства ума» он заканчивает следующим образом:

«Правило XIX. Посредством этого метода рассуждения нужно отыскивать столько величин, выраженных двумя различными способами, сколько неизвестных терминов мы допускаем в качестве известных, для того, чтобы прямо обозреть затруднение; ибо таким образом мы будем иметь столько же сравнений между двумя равными терминами.

Правило X. Отыскивая уравнения, нужно произвести отыскиваемые нами действия, ни в коем случае, не пользуясь умножением тогда, когда уместно будет деление.