Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 11

Более всего ошибок возникает из-за рассудка, оперирующего чужими идеями, или идеями о чужом. Наиболее истинные идеи – врожденные. Рассудок – это склонность человека судить, выносить решение об онтологической данности своих или чьих-то идей. Это незаконное превращение представлений в вещи. Поэтому даже галлюцинации могут оказаться достоверней рассудка, поскольку понимаются как галлюцинации.

Но ни одна из форм сознания не является только заблуждением. Дело не столько в той или иной форме, сколько в общем настроении, направленности сознания – направленности на собственную самодостоверность, ответственность перед самим собой, на особую интеллектуальную честность, которая превыше как наших капризов и склонностей, так и чувственных восприятий вещей.

Для осуществления методически правильного познания, для получения достоверного знания, человек должен исходить из приоритета разумного по отношению к чувственному. (Из двух восприятий Солнца: обычного и астрономического, - второе следует понимать как более похожее на Солнце.) Именно в этой установке душа рационализма. Разум обязан своей ясностью и отчетливостью только самому себе. Свобода и самодержавие разума – основа всякой науки. Разум как интеллектуальная честность – выражение совершеннолетия духа.

Отсюда следует, что правильное настроение сознания предполагает также недопустимость смешения двух феноменов: представлений и вещей. Необходимо различать две субстанциональные основы мира: телесную и мыслительную. Они являются совсем не пересекающимися, параллельными. И этот дуализм составляет важнейший элемент философии Декарта.

Дуализм Декарта – достаточно сложный феномен. Только на поверхности – это утверждение двух независимых реальностей или субстанций. Философ на этом безусловно настаивает. Но утверждение независимых субстанций является не исходной точкой философии, а результатом ее методологизма. И кроме того, субстанцией – не две, а три. Две конечные сотворенные субстанции: телесная и мыслящая, и одна бесконечная творящая  - Бог.

Описание конечных субстанций имеет несколько сторон. Во-первых, субстанции различаются по степени самодостаточности. Духовная субстанция польностью самодостаточна, она не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Субстанция телесная не столь самодостаточна, она частично акцидентальна. Это «субстанция, которая является непосредственным субъектом распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность». Эта субстанция независима от духовной, но зависима от собственной материальной наполненности.

Во-вторых, субстанции обладают атрибутами: мышлением (сознанием) и протяжением (распространением). Каждая имеет свои модусы. Первая воображение, чувство, желание, вотрая – фигуру, положение, движение. Элементами первой являются идеи. Важнейшие из них – врожденные. Они воплощение света разума. К ним относятся идеи Бога, чисел, фигур и некоторые общие понятия. Элементами второй являются тела, как неодушевленные, так и одушевленные.

Неодушевленные тела подчинены законам механики, а значит и математики. Они не нарушают этим законов божественного творения, поскольку эта механика и математика предписана для них Богом. Здесь Декарт первым заявляет деизм в понимании мироустройства. Природный мир сотворен Богом, но именно как «природный», т.е. существующий по собственным естественным законам, описываемым и формулируемым человеческим разумом. А вот одушевленные тела и особенно телесность человека образуют совершенно особый феномен мира, в котором совершенно наглядно существуют совместно.

Поэтому, в-третьих, конечные субстанции в своей завершенной форме выступают как душа и тело. Они также абсолютно самостоятельны и независимы, иначе душа не может быть душой. Одновременно они соотнесены. Соотнесены по принципу «двух часов», одинаково сделанных и заведенных одним часовщиком. Они подчиняются одним ритмам, одним законам. Эти законы могут быть только механическими, математическими. Поэтому Животное – живая машина, а человек – разумный живой автомат, мыслящая вещь.