Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 5

Государство – небожественное, не сверхъестественное творение. Государство «искусственное тело», продолжающее «естественное тело» человека. Душа государства – верховная власть, его суставы – судебные исполнительные органы, нервы – награды и наказания, память – советники, разум – справедливость и закон, здоровье – гражданский мир, болезнь – смута, смерть – гражданская война. Человек создал государство, послушавшись своего разума. Поэтому и науку о государстве следует строить на основе разума, опирающегося на дедуктивный метод.

Государству предшествовало «естественное состояние людей». Это состояние характеризуется «отсутствием собственности, отсутствием владения, отсутствием точного разграничения между твоим и моим». Причем эти «владение» и «собственность» не только материального свойства, но и духовного психического. Не было границы между внутренним и внешним миром человека, а значит и между внутренними мирами отдельных людей. Поэтому от природы они были равны в физическом и умственном отношении.

Далее у людей появляются свои собственные цели, Гоббс не поясняет каким образом. А просто констатирует факт. И говорит, что равенство способностей рождает равенство надежд на достижение своих целей. Но в процессе осуществления этих надежд и реализации своих прав люди неизбежно вступают в борьбу. В этой борьбе никого нельзя считать несправедливым, ибо каждый имеет право на все. Один по праву нападает, другой по праву защищается. И всеобщим принципом становится «война всех против всех». Эта борьба равенств не может окончиться ничьей победой, она лишь может самовоспроизводиться.

Это, по Гоббсу говорит о том, что человек по своей природе не общественен, что он обречен выйти из первоначального состояния равенства в состояние социальной состязательности. При этом необщественность человека не есть зло. Зло – не само стремление людей к удовлетворению своих потребностей, а то объективное положение, которое создается в итоге всех действий людей.

Совершенно очевидно, что описание родословной человека через концепцию «естественного права» по всем параметрам: нравственным, юридическим, политическим и экономическим, - противостоит архаическому средневековому понимаю сути общественной жизни и истории, где история и государство – сакральны, а человек в них подчинен нравственно-религиозным регулятивам. (В средневековье: зло как раз в сознательном стремлении к удовлетворению своих не благих, не направленных к богу потребностей, из которых самая «буржуазная» потребность – корысть – почитается как самая пагубная. Знаменитый германский проповедник Бертольд Регенсбургский в XVII веке учил: «Другие грешники дают себе отдых: убийцы, сейчас вы не убиваете, вы, нарушители брака, сейчас его не оскверняете, и вы, колдуны и ведьмы сейчас не колдуете; обжоры, лентяи, игроки, танцоры, сейчас вы не заняты непотребством. Но вы алчные ростовщики и перекупщики, никогда не даете мира Богу, и сейчас, придя сюда, ты уже заработал четыре пфеннига ростовщичеством, и с тех пор, как я начал свою речь, ты хотя бы на грош обогатился». Бог говорит ему: «Ты, дрянь, не даешь мне покоя. Жители Самарии, Гоморры и Содома иногда давали мне покой, но ты – никогда». Нет спасения человеку, который не возместил все несправедливо нажитое, хотя бы он умер в борьбе за гроб Господень. (В Новое время, прежде всего стараниями Гоббса, человек высвобождается из уз религиозной этики и сталкиваясь с сложнейшей задачей создания этики личных сил и поступков человека, так называемой нормативной этики в отличие от конститутивной. Тогда конститутивное начало этики переносится с Бога, утверждающегося в душе человека, на государство.

Государство становится тем человеческим творением, которое способно если не прекратить, то максимально смягчить невозможную ненормальную жизнь «войны всех против всех», когда всеобщее равенство оказывается лишь пустым звуком. Страх смерти делает людей склонными к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут придти к соглашению». Результатом такого соглашения и является государство, которое через систему законом восстанавливает порушенное равенство, но уже совсем в другой, не естественной, а юридической форме. Сама идея общественного договора была впервые выдвинута Гроцием. Но именно Гоббс стал ее систематизатором и разработчиком.