Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 4

Локк в своей работе «Опыты о человеческом разуме» исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения в признании того, или иного знания истины. Он выводит все человеческое знание из чувственно-субъективного опыта: и внешнего (ощущения), и внутреннего (рефлексия).

Опыт возбуждает в уме простые идеи, которые могут быть первичными: протяженность, фигура, плотность, движение, - и вторичными: цвет, звук, запах, вкус. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум образует сложные и общие идеи. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразуются с действительностью.

Таким толкованием природы познания он хотел побудить человека, ввиду ограниченности возможностей познания, не заниматься в безмятежном спокойствии вещами, которые выше его способности понимания. Следует понять, что не существует врожденных идей, и что сознание человека изначально чисто, как белая бумага. (Именно Локк вводит в широкий философский обиход метафору «tabula rasa». Разум – «чистая доска», на которую опыт записывает содержание).

Гносеологические и эмпиристские идеи Гоббса и Локка, хотя и имели огромное значение для развития науки, все же менее сильны в своих последствиях, чем их идеи философии права и политики и в целом философии истории.

Гоббс различает ощущение и мышление, которые сосредоточены в мозгу, и эмоциональную жизнь человека, сосредоточенную в сердце. Мыслительные и эмоциональные движения вызываются предметами. Движения, вызываемые ощущениями в области сердца производятся предметами, которые бывают либо приятны, либо отвратительны, и вызывают либо неудовольствие, либо наслаждение. И это соединение мысли, сердца и внешнего предметного мира является основанием этики.

Не существует потусторонних сверхъестественных нравственных норм и законов, которые делали бы нравственность «конструктивным элементом» человека, внедряли ее в человеческую природу.  Человек в своей деятельности руководствуется личными земными интересами. Волевые действия человека причинно обусловлены так же как и внешний мир. Эти действия детерминированы условиями окружающей среды. Все наши поступки имеют необходимую причину извне. Движущая сила поведения людей – достижение жизненных благ.

Соединение двух последних обстоятельств делает государство главной определяющей структурой человеческой жизни, и человеческой истории. «Только в государстве существует всеобщий масштаб для добродетелей и пороков». Свои взгляды в этой области Гоббс излагает в знаменитом труде под названием «Левиафан», используя образ библейского чудовища как символ государства. Государство рассматривается как гигантский живой и чудовищный организм, олицетворение первобытного хаоса, враждебного богу, но некогда им покоренного, пребывающего с той поры в состоянии сна, но могущего быть разбуженным к ужасу всего живущего. Как и библейский Левиафан, государство – «царь над всеми сынами гордости» (книга Иова).

В государстве засыпает страшное естественное состояние людей. Государственный масштаб добродетелей и пороков – законы. Поэтому повиновение власти – высшее проявление нравственности и добродетели. «Хорошими склонностями являются те, которые способствуют совместной жизни людей в рамках государственной организации». Поэтому лейтмотив социального учения Гоббса – защита сильной, авторитетной, абсолютной государственной власти и твердого, нерушимого права.

Гоббс считал, что теорию государства следует строить дедуктивным путем, как и геометрию. Такой характер этих наук он обосновывал тем, что и то и другое создается людьми. Если человек есть «разумное и наиболее превосходное произведение природы», то «великий Левиафан, который называется государством», есть самое могущественное из всех творений человека.

Наука о государстве строится на основании двух важнейших идей: 1. Идея естественного права; 2. Теория общественного договора.