Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 2

Но наука определяется не только предметом, но и методом. Присутствие духовного начала в человеческой деятельности необходимо, но не достаточно. Требуется еще мощь аналитизма. Немыслимо познать природу, пока человеческий ум рассматривает предметы в их сложном и неподвижном состоянии. Нужно уметь «рассекать» природу на ее составные части, анатомировать ее. Идея аналитического рассечения природы противостоит схоластически-идеалистическому методу абстрагирования, отвлечения природы, который хорош только для телогии.

Логическим обеспечением аналитики является индуктивный метод. Основной метод, который должен был обеспечить достижение власти над природой и создание новой науки, изложен в «Новом Органоне». Здесь дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки.

Метод индукции («наведения») заключается в движении мысли от частных опытных данных к общим теоретическим положениям и понятиям, от единичных фактов к общим положениям. Индукция может быть полной и неполной, в зависимости от того, пересматриваются ли все предметы данного класса, или же делаются выводы на основании наблюдения конечного числа фактов. Полная индукция редко бывает практически осуществимой. Наиболее применимой является неполная индукция, которая основывается на выводе по аналогии.

Ценность неполной индукции в ее эмпирическом, неумозрительном характере. Ее недостатки в том, что она не обладает строгой необходимостью, а носит вероятностный характер. Ценность индукции для Бэкона заключена в «достаточном и правильном описании природы и экспериментов». Однако, это описание, согласно его взглядам, является «разнообразным и таким пестрым, что приводит в смятение и рассосредотачивает разум, если оно не упорядочено соответствующим образом и правильно не подготовлено. Бэкон стремится сделать метод неполной индукции максимально строгим. Для этого, как он считает, необходимы две вещи.

Во-первых, необходимо искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, отвергающие его. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением. Во-вторых, необходимо составить несколько таблиц, на которые бы опиралась неполная индукция. Эти таблицы должны служить для «описания единичных случаев, причем таким образом и при соблюдении такой инструкции, чтобы разум мог с ними работать». Необходимо три вида таблиц: позитивных инстанций (сущности и наличия), негативных инстанций (отклонений и отсутствия) и наличия и степеней (или сравнений). В конечном счете, таблицы можно считать «законсервированными наблюдениями».

Но даже и в этом случае неполная индукция не дает всеобщего и необходимого знания. Уже у Бэкона обозначается сложно решаемая и всей философией Нового времени проблема: когда Бог уходит на периферию сознания и культуры, нужно искать другого носителя универсального божественного знания.

Послебэконовская научная и философская мысль решали эту проблему с помощью расширения полномочий математики. Усилиями Кеплера, Галилея, Кавальери, Торичелли, позже Ньютона, создается механика, научная область, объединяющая физику и математику. В результате природа оказывается не просто данной ученому в опыте во всей своей многокачественности, а представленной через структуру особого типа эксперимента, в котором она дана в идеализированной математизированной форме, и понимание которой невозможно без дифференциального исчисления. Бэкон же считал математику основой догматизма и поэтому предложил предшествующее математизации физики собственное общегносеологическое подкрепление метода индукции.

Для правильного проникновения в суть природы важен не только хорошо отработанный метод, но и состояние самого человеческого разума. «Человеческий разум не холодный свет, его питают воля и чувства; а это порождает желательное каждому в науке... Бесконечным числом способов, иногда незаметных; чувство пятнает и портит разум». Одновременно, по мнению Бэкона, и «в понятиях нет ничего здравого».