Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 17

Вольтер был представителем высших слоев «третьего сословия». Философские воззрения Вольтера в значительной степени определяются его пониманием человека как общественно активного существа. Его творчество в равной степени философское, публицистическое и художественное имеет ярко выраженный антиклерикальный характер. Он выступает против феодальной идеологии в целом, ее интегрального элемента – религии прежде всего, но последовательно радикально против ветшающего и принимающего постыдные формы клерикализма, т. е. клира – духовенства, т. е. примата церковности над духовной верой и провозглашения первенствующей роли церкви в политической и культурной жизни. Но выступая с крайне антиклерикальных позиций, он не отрицает религию как таковую, а лишь требует религиозной свободы, которая бы теснейшим образом связывала состояния личной веры с разумом и совестью человека. Религия может быть осмысленной и приемлемой как этический феномен. В целом же источниками религии, по его представлениям являются невежество, фанатизм и обман. Весьма популярной в свое время была идея Вольтера о том, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец.

Вольтер является одним из ярких представителей деизма – такого религиозно-философского воззрения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное и естественное течение его событий. Основной идеей деизма является идея религии разума. Всяческая освященность, святость, сверхмощь переносится на способность человека к разуму. Такая позицию формируется у Вольтера под влиянием английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк), естествознания (Ньютона и Бейля) и вследствие критического переосмысления философии Лейбница и Декарта, воззрения которых он считал излишне спекулятивными. Он стремился избежать этой спекулятивности так же как и крайностей субъективизма английской сенсуализма.

Деистская позиция формирует представления Вольтера о природе и материи, хотя они носят еще эскизный характер, что проявляется в его основных философских произведениях «философские письма», «трактат о метафизике», «Основы философии Ньютона». Он подчеркивает познавательное значение опыта, его объективный характер. На основе опыта мы постигаем природу в ее естественной закономерности, ее материальность. Вольтер близко подходит к идее вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении. Сознание он склонен рассматривать как атрибут материи, как нечто, зависящее от строения тела.

В философии Вольтера материалистически-иррелигиозные воззрения дополняются провозглашением деятельного человека отстаивающего свое право на счастье. «Пусть уж так будет, здесь моя цель – изучить человека, живущего в обществе; не могу в нем жить, если не существует общество вне нас. Скептики-пирронисты должны мне позволить начать с того, что существуют тела, во что я твердо верю, ибо в противном случае я должен был бы отрицать существование этих господ». Познаваемость природного мира коррелируется с общественной природой человека.

Человек общественное существо и в этом качестве люди равны. Это равенство перед законом и правом, равенство политическое. Но с точки зрения социальной и имущественной люди не равны. Это не является негативным фактором общественной жизни. Напротив, это является предпосылкой сохранения общественного равновесия. Требование уничтожения частной собственности Вольтер высмеял.

Свобода человека – это также прежде всего свобода в политическом и правовом смысле. Это прежде всего свобода воли, но ограниченной все же определяющим все принципом мирового порядка. В общественной жизни это проявляется в необходимости «образованного правителя», а не реализации идеи народоправства.