Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 6

Причина создания государства – страх и разум людей. «И закон был принесен в мир не для какой другой цели, как только для того... чтобы они [люди] могли не вредить друг другу, а помогать друг другу. «Естественному праву» противостоит «гражданский закон». Этот закон есть веление разума и правовой разум. Он вечен и неизменен. Он представляет бога в мире человеческом.

При создании государства, люди переносят свои права на государство. А поскольку в естественном состоянии люди обладают всеми правами, то созданное государство имеет абсолютную власть. Для сохранения этого нового состояния государство может и должно пользоваться не только «мечом справедливости», но и «мечом войны». «Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедствия, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность». По этой логике лучшая форма государства – абсолютная монархия.

Гоббс развивает представление гражданской религии – религий разума, представление восходящее к представлениям софистов, о том, что религия есть изобретение политика, для реализации своих целей. И именно в этом качестве она необходима для нормального функционирования государства.

В понимании государства на основе концепции «общественного договора» соединяются два противоположных мотива: свободы человека и подчиненности государству, благоденствия и опасности войн, суеверности народа, передающего свою власть государству и абсолютности этой власти.

Возможность противостоять реализации негативных тенденций Гоббс связывал прежде всего с 1. осознанием правителями того, что «благо народа – верховный закон», 2. с распространением механики в жизнь человека, что сделает все виды деятельности возможно лучшими, и 3. с распространением в людях свойства бережливости и равнодушия к роскоши, как ведущего душевного свойства (ростовщик наизнанку).

Тяжеловесность и механизм, своеобразный буржуазный утопизм такой позиции обусловили необходимость дальнейшего улучшения этой концепции, что и попытался осуществить Локк, переориентировав социально-политические взгляды Гоббса, подчинив концепцию общественного договора» концепции «естественного права», преодолев монархистские и охранительно-консервативные тенденции Гоббса, и заложив основы европейского либерализма.

Локк, как последовательный сенсуалист, отвергал концепцию врожденных идей, как противоречащую реальному опыту. (Это не значит, что нет ничего врожденного, но нет врожденных знаний.) Это привело к убежденности в отсутствии моральных врожденных принципов, будь то внутренние регулятивы, детерминанты познания и поведения, или же тем более, «божественный закон» морали. Мораль подчиняется естественным законам, и понятие добра почти совпадают с удовольствием и пользой, а понятие зла – со страданием и вредом.

Поскольку «божественный закон» в морали вытесняется «естественным законом», то мораль трансформируется в свод разумных моральных требований. Но это в идеале. Реально же разум заменяется как правило обычаем. «Огромное большинство людей руководствуется главным образом, если не исключительно, законами обычая и поступает так, чтобы поддержать свое доброе имя в глазах общества, мало обращая внимания на законы бога и властей».

В результате моральные принципы релятивизируются и возникает тенденция их извращения в реальной жизни людей, когда естественный и разумный закон морали оказывается скрытым от их глаз и умов. Для недопущения и исправления этого, по мнению Локка, существует педагогика и политические порядки. И то и другое предполагает разумность (вырастающую из здравого смысла) в качестве инструмента своего осуществления). И то, и другое существует по «естественному закону», т. е. правилу, определяющему ситуацию. И эта модель естественности соединения конкретных обстоятельств определяет суть Локковской философии истории, его социально-политических воззрений. История складывается как необычная результирующая хаоса случайных социальных событий.