Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 19

Неравенство не существует изначально. Естественное состояние человеческого общества – это такое состояние, когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое общество, по Руссо, - идеал, к которому нельзя прийти, но можно вернуться. В таком обществе все люди равны, никто не возвышается над другими и не знает, что такое частная собственность. Основной чертой этого общества является нравственная неиспорченность. Где нет, собственности, нет и несправедливости. Но идиллия закончилась, когда кто-то первый провозгласил: «Это мое!» Естественное состояние общества сменилось «ужаснейшим состоянием вражды».

Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых. Первая ступень общественного неравенства. Вторая ступень связана с возникновением государства. Оно есть результат договора богатых и бедных, которое образуют государственную власть как гарант безопасности, стабильности и мира в новом состоянии общественной вражды. Возникает неравенство между властвующими и подвластными. Третья ступень неравенства может возникать с превращением законной власти в деспотизм.

На третьей ступени все люди вновь оказываются равны, но уже в своем бесправии перед деспотом. И это нарастание неравенства делает морально и юридически обоснованным право народа на бунт против деспота. Историческая эволюция неравенства определяет утопическую линию представителей Руссо. Убеждение в праве народа на революцию – реально-политическую.

Причина неравенства в имущественном неравенстве и во взаимной зависимости людей друг от друга. Эта зависимость, по мнению Руссо, вызвана развитием разделения труда и цивилизации, в том числе культуры и науки. Поэтому он обращает острие своей критики против цивилизации и говорит о желательности возврата к естественному состоянию от состояния всеобщей вражды.

Но, с другой стороны, осознавая малую состоятельность подобных устремлений, Руссо с воодушевлением говорит о требованиях гражданской свободы и народоправия, которые могли бы хоть частично компенсировать в целом невосполнимую историческую потерю. Руссо исходит из принципа суверенитета народа, считая, что «сувереном», единственным правителем общества, возникающего на основе общественного договора является «объединенный народ». Главной задачей государства «объединенного народа» является не допустить всякого чрезмерного богатства вообще, как в его феодальных, так и капиталистических формах. Идеальной государственной формой является республика.

Главной характеристикой государства «объединенного народа», на которой сосредотачивает свое внимание Руссо, является понятие «воли». Государством может руководить лишь «общая воля». Но в реальной социальной действительности есть еще «воля всех». Последняя выражает всю гамму устремлений всех людей. «Общая воля» принимает во внимание лишь общие интересы. С одной стороны «воля всех» привлекательней для Руссо. С другой же он говорит, что реализация «общей воли» дает человеку новый вариант свободы – «гражданскую свободу». С общественным договором человек теряет свою собственную свободу как своеволие, но приобретает свободу высшего типа по сравнению с естественной, «ибо побуждение лишь одних желаний является рабством, но послушание закону, который мы сами установили, является свободой».

Такие социальные воззрения делают для Руссо очень важной область педагогики. Все появившиеся на свет дети свободны от порочных задатков и черт. Последние появляются в людях вследствие социализации. Деспотическая же власть прямо озабочена тем, чтобы отнять ум и совесть у подчиненных. Поэтому для лучшего воспитания детей нужно воспитывать на лоне природы, а воспитатели должны быть особыми людьми, противостоящими проникновению порочности в детей, обладающими искусством внимательного личностного, дифференцированного подхода к воспитаннику с тем, чтобы сформировать самостоятельно мыслящего гражданина.