Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 16

Но это означает, что человек каждый раз заново доказывает и подтверждает свою честь и достоинство, что он самоопределяется в обществе через поведение, соотносимое с разумом и законом.

Новое понимание природы человека: гуманистические ценности и естественные законы: - 1. реабилитация человеческого тела как достойного предмета исследования; 2. человек в природе – не субстанциональное начало, но соразмерное и гармоничное ей.

В человеческую природу включается: 1. физические, природные свойства тела; 2. чувственные реакции и действия; 3. свойства разумности; 4. равенство людей от рождения; 5. стремление к свободе; 6. стремление к отстаиванию достоинства своей личности; 7. стремление к общению; 8. активность под руководством разума.

Это некий «хороший человек» по определению, который воспринимается как «гражданин мира». В этом качестве является носителем «чистого разума». И под конец у Канта из изолированного частного субъекта превращается в «трансцендентального субъекта» как идеального представителя рода. В 1784 г. в статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Кант предлагает рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Считая Просвещение выражением родовой сущности человечества, Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. Эта точка зрения развивается у немецких просветителей: Лессинга, выдвинувшего идею органического развития и поступательного движения человечества к совершенству, и Гердера, включившего в такое понимание и природу и высказавшего идею становления и развития природы.

Можно сказать, что Просвещение считает источником всех надежд человечества разум и распространение разумности, как единственной возможности человеческого счастья. Если от природы свободный человек будет действительно умен и мудр, он будет счастлив. Счастье как состояние благости и осуществления наилучшего социального устройства – единственное точное доказательство ума. Эта основная ценностная ориентация философии нового времени сталкивалась с несколькими основными трудностями. Во-первых, идеологи просвещения понимали, что внутреннее достоинство человека и прогресс в реальной жизни реализуется через хаос слепых неразумных случайностей, составляющих историческую среду, с ее жестокими, почти животными законами, общее начало устремленности к счастью через индивидуальные поступки и своеволие бесчисленных партикулярных стремлений. Во-вторых, кроме того, ведущей необходимостью, определяющей мир является необходимость природная. Природа как единственная сила, управляющая миром и людьми составляет общее начало и мира человеческих устремлений, и сам человек является природным существом.

В-третьих, несовместимость «частного человека», то есть индивида, который руководствуется только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и «человека вообще», носителя разума и справедливости заложена в самой концепции естественного права. Субъект естественного права – частный человек, субъект юридической всеобщности – «человек вообще». На стороне первого своевольный случай, на стороне второго – закономерная необходимость.

Исходной философской концепцией Просвещения является «деистская форма материализма». Деизм – такое воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Начиная с Декарта, подобная точка зрения приобретает все более широкое распространение. Отвергая ортодоксальное христианство и другие исторические формы религиозной ортодоксии, деисты противопоставляли им «естественную религию», которая исходила из признания безличной разумной причины мироздания, и отвергала не только божественное вмешательство, но и различные сверхъестественные источники веры – откровения, чудеса, пророчества. Богопочитание сводилось к нравственному поведению, следованию добродетели. В своих антиклерикальных настроениях Просвещение движется от призыва к веротерпимости – к свободомыслию и атеизму.