Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика"

Страницы работы

145 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                                       Макроэкономика

Проблемные положения и практикум

                                                 Аннотация

В подготовке и переподготовке будущих менеджеров и экономистов высшей квалификации особое место принадлежит изучению макроэкономики. Осваивая эту дисциплину, будущий специалист учится системному подходу к хозяйственной жизни, учету совокупности факторов внутренней и внешней среды, в комплексе определяющих социально - экономические реалии.

Авторов пособия не вполне удовлетворяет содержание стандартного курса с одноименным названием. Надо полагать, уважаемого читателя  - тоже, коль скоро он обратился к нашей скромной работе. Многочисленные пособия по макроэкономике сложны и отмечены неопределенностью предмета. В них теоретические положения слабо увязаны с практическими проблемами развития отечественной экономики. Обращение иностранных авторов к фактическому материалу своей страны не имеет для россиян достаточной доказательной силы и интереса. Естественно наше стремление соотнести научные положения курса с реальными условиями хозяйственной жизни в России. Попытаемся принять посильное участие в этом важном деле.

Настоящее пособие адресовано студентам – менеджерам и экономистам, проявляющим повышенный интерес к курсу, слушателям системы второго высшего образования и повышения квалификации, аспирантам и  коллегам-преподавателям. Оно может быть использовано в кружках СНО, при подготовке к неделе науки и к олимпиадам по экономике. Пособие будет полезно кураторам студенческих групп по плану воспитательной работы, проводимой непосредственно через учебный процесс. Авторы не сомневаются, что курс макроэкономики способен нести в себе мощный воспитательный заряд. Они видели свою задачу в том, чтобы сделать сложный курс более доступным и интересным, связанным с практической хозяйственной деятельностью.  Данное пособие целесообразно использовать в сочетании с рекомендованными известными учебниками. Их список Вы найдете в конце пособия.

Авторы надеются получить Ваши замечания и предложения, направленные на совершенствование преподавания предмета и учебно – методических материалов к нему.


Введение

Существующие учебники по макроэкономике сложны и спорны в основных своих положениях. Констатируется, что макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. Здесь фигурируют понятия, отсутствующие в микроэкономическом анализе: занятость, инфляция, безработица, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны и др. Как показывает опыт, студенты и слушатели системы повышения квалификации и переподготовки испытывают значительные трудности при изучении новых для них и сложных категорий. Настоящее пособие призвано помочь будущим руководителям и специалистам  в изучении важного раздела «Экономикс». Оно не подменяет рекомендованную литературу, а дополняет ее. Авторы опирались на трактовку курса в известных учебниках Т.А.Агаповой и С.Ф.Серегиной( 1 ), Г.С.Вечканова и Г.Р. Вечкановой(2,3), А.Г.Грязновой( 10 ), Л.С.Тарасевича( 9 )  и др. Предпринята попытка должным образом оценить научное наследие отечественной экономической школы. Вместе с тем авторы пытались использовать собственный многолетний опыт научно-педагогической работы.

Принципиальным недостатком учебной литературы по экономической теории представляется ее оторванность от российских реалий. С одной стороны, раскрывая новые сложные понятия, авторы учебников не демонстрируют их практического значения. С другой стороны, обширные данные об особенностях развития российской экономики мало используются для углубленного понимания теоретических положений курса. А особенностей развития российской экономики много и они должны быть учтены.

 Рынок в России сделал только первые шаги. Выяснилось, что рынок как регулятор имеет существенные изъяны, далеко выходящие за рамки, рассматриваемые в учебной литературе  да и в научных работах. Сегодня ясно, что нам предстоит создавать социально ориентированную экономику рыночного типа. Она должна сохранить лучшие качества хозяйственной системы советского периода, не вполне удачно называемой административно – командной. Вместе с тем должны быть реализованы известные преимущества  рыночной самонастройки. Наша модель экономики должна наследовать отечественный менталитет и свойственную россиянам систему ценностей и приоритетов. Авторы пытались внести посильный вклад в соответствующую трактовку курса.

Похожие материалы

Информация о работе