На макроуровне дело обстоит иначе. Равновесие на рынке благ выражается в равенстве сбережений инвестициям. Но подобное равенство вовсе не гарантирует высокой эффективности общественного производства, хотя и делает тенденцию к повышению эффективности вероятной. Инвестиционные планы реализуются по локальным критериям нормы прибыли на капитал, а не по общественному критерию – максимуму фонда конечного потребления в расчете на совокупные инвестиции.
Безостаточное использование средств общественного инвестиционного фонда вполне совместимо с острым дефицитом инвестиций в отрасли социальной инфраструктуры. Выделение инвестиций по локальным критериям эффективности способно закладывать диспропорции развития в отраслевом и региональном разрезе.
Равновесие на рынке труда не гарантирует оптимальной занятости по критерию максимальной производительности общественного труда. Занятость профессора торговлей на рынке овощей и фруктов или сторожем на складе способствует снижению безработицы, но не росту производительности труда или удовлетворенности от трудовой деятельности.
Равновесие на финансовом рынке не доказывает наличия оптимальных с общественных позиций решений по переливу дефицитных денежных средств от субъектов, имеющих их в относительном избытке к субъектам, испытывающим недостаток средств. Совместное равновесие на всех перечисленных рынках сохраняет и преумножает названные недостатки оптимизации хозяйственных решений. Проблема эффективности общественного производства оказывается в тени проблемы макроэкономического равновесия.
5. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования и стимулирования эффективности хозяйственной системы.
5.1. Понятие и современное значение фискальной политики.
Фискальная политика многозначна и трактуется, например Г.С.Вечкановым, следующим образом:
1) политика правительства в области налогообложения и государственных расходов;
2) меры, применяемые правительством по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, нацеленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП;
3) система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Казалось бы, из самого определения содержания фискальной политики следует ее исключительная роль. Однако в экономической теории и в практике хозяйственной деятельности, особенно после перехода страны к рынку, наблюдается весьма сдержанное отношение к потенциалу фискальной политики и политики налогообложения как ее важнейшей части. Исследователи не забывают подчеркнуть, что она представляет собой средство внеэкономического принуждения, а следовательно, плохо согласована с рыночной свободой и самофинансированием. Налогоплательщиков изображают жертвой государства – безжалостного собирателя налогов. Например, И.В.Липсиц рассуждает так: « Изучая древние налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и даже богатеть при том изобилии налогов, которое обрушивали на них власть предержащие»( 4. , с.483.). Экономисты охотно напоминают о введении Петром Первым налога на.....бороды, чтобы, « ударяя по карману», приучить своих подданных ежедневно бриться. Насколько уместны такие шутки?
По нашему мнению, отношение к фискальной политике должно быть решительно пересмотрено в духе трактовки ее роли выдающимся немецким экономистом А.Вагнером(1835-1917), с 23 лет профессором политической экономии и финансов. Вагнер находился под сильным влиянием исторической школы в экономической теории. Он подчеркивал зависимость хозяйственной жизни от правовых условий, выступал с требованием усиления государственной хозяйственной активности. Один из основателей «Союза социальной политики»(1872), созданного для разработки законодательных мер по улучшению положения рабочих. Эти меры Вагнер называл государственным социализмом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.