Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 60

Однократный инвестиционный импульс сопровождался почти двухлетним приростом национального дохода, затухающим к исходу второго года. К исходу февраля  первого учтенного года максимального значения достигли потребительские расходы. Они возросли с600 млрд. ден. ед. в исходном значении до 825 млрд. ден.ед. или на 37,5%. В реальной действительности инвестиционный импульс  предъявляет значительные требования к отраслям второго подразделения общественного производства, призванным удовлетворять растущий потребительский спрос.

В учебниках не ставится весьма важный для практических целей вопрос: как соотносятся теоретическое и реальное значение мультипликатора автономных инвестиций, а также соответствующих значений мультипликатора государственных расходов. Рассмотрим вопрос на уровне именно принципиальной постановки. По нашему мнению, теоретическое значение мультипликатора не достижимо. Реальный эффект мультипликативного расширения всегда меньше расчетной величины. Все отрасли, сопряженные со строительной индустрией, должны иметь достаточные для организации дополнительных поставок продукции резервы. Как правило, отрасли их имеют, но в разном объеме. Мультипликативное расширение лимитировано « узким местом» в цепи смежных отраслей.( см. рис.4.5.).

ΔY

 

  Рис. 4.5. Степень сопряженности отраслей, связанных со строительной индустрией.

На рисунке 4.5. площадью соответствующих прямоугольников показаны резервы прироста национального дохода в отраслях при полной мобилизации производственных  возможностей. В данном случае мультипликативный эффект лимитирован отраслью четвертого круга сопряжения.( см. пунктирную линию).

 В условиях рынка свободный перелив капитала приводит к значительным диспропорциям в развитии сопряженных отраслей. Инвестиционные планы, как и планы государственных закупок, касаются экономики страны в целом, а реализация этих планов зависит от потенциала конкретных отраслей, развитие которых направляется рыночной стихией. В этом проявляет себя один из принципиальных недостатков экономики рыночного типа.

В целях борьбы с безработицей и бедностью правительство может запланировать программу расширения общественных работ, финансируемых из государственного бюджета .Выполнение программы не гарантировано, если какая – либо отрасль лимитирует выполнение государственных заказов. Например, государство может финансировать строительство новых автомагистралей. Программа оживления макроэкономической конъюнктуры потерпит крах, если к ее выполнению будут не готовы предприятия промышленности строительных материалов, пищевой и легкой промышленности и других отраслей. На практике всегда возникает известное расхождение между целями, которые ставит государство, осуществляя меры по стимулированию совокупного спроса, и потенциалом отраслей, обеспечивающих достижение этих целей.

4.5. Рецессионный и инфляционный разрывы. Средства их устранения.

Равновесный объем национального производства в номинальном значении Y0  может колебаться вслед за изменением величины любого компонента совокупных расходов: инвестиций, потребления, государственных расходов, чистого экспорта. Увеличение каждого из названных компонентов совокупных расходов сдвигает линию планируемых расходов на рис.4.4. вверх и способствует таким образом росту совокупного предложения AS. При этом улучшается занятость. Следовательно, очень важно инициировать дополнительные расходы, если отсутствует опасность инфляции, а потенциал сопряженных отраслей вполне достаточен и  сбалансирован. Наоборот, ограничение совокупных расходов( совокупного спроса) приводит в итоге к отрицательному мультипликативному эффекту, спаду занятости и равновесного объема национального производства.