Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 81

Теоретически мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору автономных инвестиций и определяется по ранее полученной формуле:

                                                          mG=1/(1-Cy).

Рост налоговой нагрузки вызывает отрицательный мультипликативный эффект, а рост государственных расходов – положительный. Сложим алгебраически два мультипликатора, чтобы получить так называемый мультипликатор сбалансированного бюджета.(mс):

                                                    -Cy/(1-Cy)+1/(1-Cy)=mс=1.

Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Следовательно, при увеличении налогов на величину ΔT равновесный объем национального производства теоретически увеличится на ту же сумму ΔT. Понятно, что государство не должно уподобляться алчному сберегателю, а все дополнительно собранные налоги готово преобразовать в поток государственных расходов( закупок товаров и услуг, трансфертов и т. п. ). Вывод настолько важен, что задержим на нем наше внимание и обратимся к задаче.

                                                       Задача 5.1.

Известно, что правительственные расходы и налоги прирастают на одну и ту же величину, а именно на 100 млрд. руб. Предельная склонность к потреблению(Cy) равна 0,8. Как изменится равновесный ВВП?

                                                       Решение

Найдем налоговый мультипликатор и соответствующий ему отрицательный мультипликативный эффект.

mt=-0,8/(1-0,8)=-4. Снижение равновесного объема ВВП составит:

ΔВВП=100*(-4)=-400.

Найдем мультипликатор государственных расходов и соответствующий ему положительный прирост ВВП.

mG=1/(1-0,8)=5. Прирост ВВП составит: 100*5=500млрд. руб. Общее изменение ВВП под влиянием разнонаправленного влияния налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов равно:

ΔВВП=-400+500=+100млрд. руб. Оно строго равно дополнительно собранным налогам.

А теперь внесем одно изменение в задачу. Предположим, что налоги уменьшились на ту же сумму, т. е. на 100 млрд. руб. Каковы последствия в плане изменения равновесного ВВП?

Теперь налоговый мультипликатор положительный и равен 4( убедитесь в этом самостоятельно). Льготная налоговая нагрузка теперь обеспечит прирост ВВП на 400 млрд. руб. Государственные расходы уменьшатся на сумму несобранных налогов, т.е. на 100 млрд. руб. Мультипликатор государственных расходов отрицательный и равен-5. Снижение равновесного ВВП под влиянием сокращения государственных расходов составит 500 млрд. руб. Суммарный результат тот же по модулю и имеет отрицательный знак. ΔВВП=+400-500=-100 млрд.руб.

Стремясь облегчить положение налогоплательщиков, государство должно считаться с перспективой падения равновесного объема национального производства. Какой же вывод позволительно сделать? Следует увеличивать налоги и без того высокие? Не будем спешить с выводами, хотя прогрессивное налогообложение доходов граждан, превышающих 700-800 тыс.руб. в год, по нашему мнению, благотворно сказалось бы на темпах экономического роста.

 Вновь подчеркнем: сделанные выводы состоятельны только при условии полного преобразования налогов в поток правительственных расходов в пользу малоимущих граждан с высокой склонностью к потреблению. Должны быть просчитаны резервы увеличения производства потребительских товаров. При отсутствии таковых рост правительственных расходов обернется инфляционным увеличением ВВП, никому не нужным. Создание и преумножение средств стабилизационного фонда – решение, на котором остановилось российское руководство, во всяком случае, находится в противоречии с кейнсианскими выводами. По Кейнсу, совокупный спрос – доминанта экономической  конъюнктуры. Задача правительства – стимулировать совокупный спрос, помня о парадоксе сбережений. Если потребители, будь то граждане или правительство, в преддверии спада производства увеличивают долю сберегаемого дохода, то тем самым они приближают спад. Стремясь быть богаче, они становятся беднее.