Далеки от истины и утверждения об отрицательных последствиях вытеснения частных инвестиций государством, аккумулирующим налоги. Собранные налоги государство способно в принципе преобразовать в инвестиции с гораздо более высокой народнохозяйственной эффективностью, чем бизнес. Существенно, что частный сектор не находит обычно стимулов к инвестированию в социальную сферу, в отличие от государства.
Налоги угнетающе действуют на склонность к потреблению и к частному инвестированию в том случае, если не преобразуются в трансферты. Они могут использоваться для обслуживания государственного долга или для повышения окладов работникам органов государственного управления или, наконец, для создания бюджетного дефицита. В подобной ситуации позволительно оперировать понятием отрицательного налогового мультипликатора. Однако об этих специфических вариантах использования поступающих в бюджет налогов следует сказать, а не распространять выводы на все варианты бюджетной политики.
В учебной и научной литературе явно недооценивается положительное влияние фискальной политики на эффективность общественного производства и эффективность функционирования хозяйственной системы. К современному пониманию механизма налогообложения, справедливо замечает И.В.Липсиц( 4 ), человечество пришло далеко не сразу. Вначале преобладала идея дара – гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач страны. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятый шаг – теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения – убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И наконец, на седьмой ступеньке налогового процесса родилось представление о возможности и необходимости изымать у граждан строго определенную долю их доходов, причем независимо от воли налогоплательщиков.
В этой довольно путаной эволюции наших представлений о назначении налоговой системы в трактовке И.В.Липсица обратим внимание на уровень представлений под номером шесть. Налогообложение осуществляется ради общего блага страны. У государства как института всегда есть функции, не переложимые на бизнес и граждан.
Достойна упоминания структурная политика в самом широком смысле слова. Она определяет темпы развития производственной и социальной сферы с приоритетами для каждого этапа воспроизводственного процесса; это и структурная политика, направленная на оптимизацию темпов развития первого и второго подразделений общественного производства; это политика оптимизации доходов и расходов граждан в условиях всегда существующего ограничения фонда народного потребления.
Активная налоговая и бюджетная политика не только способствуют совершенствованию структуры потребительских расходов. Фискальная политика в наше время оказывает влияние на стратегию ценообразования рыночных агентов, наделенных необходимой свободой и самостоятельностью в установлении уровня цен. Жесткое государственное планирование и регулирование цен в советский период подвергается обоснованной критике. Цены – гибкие стоимостные нормативы, которые должны изменяться вслед за изменением условий хозяйственной деятельности. Подвижные цены оказывают и обратное положительное влияние на рыночную конъюнктуру. Стабильные цены лишены этих важных свойств. Стабильность государственных цен, что ясно сегодня, была не достоинством, а недостатком ценообразования. Однако отсюда не следует, что государство должно быть пассивным созерцателем в процессе рыночного ценообразования.
От государства зависит степень справедливости цен. Не следует принуждать рыночных агентов – товаропроизводителей и торговых посредников использовать справедливые цены, но следует стимулировать использование справедливых цен. Справедливыми мы называем цены, доступные для основной массы покупателей и гарантирующие одновременно достаточные накопления для продавцов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.