Доля откровенно бедного населения выросла за 1990-2006г.г. с 1,5 до 13,4%. Доля низкообеспеченных – с 18,9 до 28,4%.Доля среднеобеспеченных снизилась с 73,9% до 50,4%. Ситуацию необходимо срочно выправлять, в том числе и за счет возврата к прогрессивному налогообложению доходов граждан, хотя бы – к слабо прогрессивному.
Не забудем, что кроме позитивной экономической науки есть нормативная. Первая изучает то, что есть; вторая – то, что должно быть. Сохранять существующую дифференциацию доходов граждан далее недопустимо. Единовременное повышение пенсий на 1000рублей в месяц потребует примерно 400млрд. руб. в год. Это доступные средства при сложившемся состоянии бюджета. Средства быстро окупятся за счет оживления конъюнктуры и лучшего использования производственного потенциала. Подтягивание замыкающих доходов к прожиточному минимуму будет равносильно повышению эффективности распределительных отношений.
В первую очередь, по нашему мнению, необходимо переосмыслить само понятие эффективности СЭС. В орбиту понятия «эффективность» необходимо включить не только результативность собственно производства и распределительных отношений в процессе создания материальных благ и услуг, но и господствующие распределительные отношения при формировании конечных доходов. Если растет ресурсоотдача, а доля фонда потребления в составе ВНП, напротив, снижается, это свидетельствует о падении эффективности социально – экономической системы, о наличии в экономике «самоедских» циклов. В самом деле. Добыча железной руды с последующей ее обработкой, выплавкой чугуна и стали и воспроизводством машин для очередной добычи железной руды не повышает эффективности СЭС. В этой ситуации второе подразделение общественного производства (производство товаров народного потребления) ничего не получает от развития добывающего комплекса. Рост доходов граждан свидетельствует о совершенствовании структуры общественного производства и повышении его (производства) эффективности. Однако и в этом случае рост эффективности производства должен сопровождаться совершенствованием распределительных отношений. Критерием здесь выступает рост замыкающих доходов.
Учет замыкающих доходов имеет следующие преимущества:
- преодолевается вредное для практики противопоставление социальной справедливости и экономической эффективности;
- в центре внимания экономической науки и хозяйственной практики оказывается борьба с бедностью;
- появляется надежный индикатор для оценки состоятельности государства (правительства) как института, ответственного за повышение эффективности распределительных отношений.
1.3. Теория ценообразования и политика доходов.
Критически настроенный читатель, возможно, возразит по поводу включения вопроса в учебное пособие. Ранее предпринята попытка сделать объектом изучения макроэкономики эффективность хозяйственной системы, теперь присоединяется теория ценообразования. Авторы пособия осознают, что по мере развития экономики как науки от нее отпачковываются новые, дочерние науки. В их числе с закономерностью появляется и теория ценообразования. Но процесс дезинтеграции наук сочетается, хотим мы того или нет, с процессом интеграции. Таково веление времени. Позволительно провести аналогию. Взрослая дочь, создав собственную семью, не забывает мать и помогает ей, помогает и прислушивается к советам. Дочь поступает так потому, что ее поведением руководит любовь и уважение. Из одной семьи образовалось две. Но процесс не носит разрушительного характера. Надеемся, теперь читатель, если и не согласился с позицией авторов пособия, то понял эту позицию.
Макроэкономика не может не рассматривать политику доходов, а она вершится в значительной мере на основе господствующей в обществе идеологии ценообразования.
Государство, борясь с состояниями макроэкономической нестабильности, коими являются безработица и инфляция, воздействует на цены.
Свободные рыночные цены, выполняя учетную, регулирующую и стимулирующую функции, обязательно выполняют и распределительную функцию. Законодательным актом эту функцию цен не ликвидировать. От последней функции цены невозможно освободить; сами рыночные агенты, а прежде всего продавцы, заинтересованы в реализации названной функции цен. Процесс рыночного ценообразования, судя по российским реалиям последних 15 лет, не заслуживает потока лестных суждений экономистов – классиков. После либерализации цен они стали стремительно повышаться. За 1991-1995г.г. индекс цен в промышленности России вырос в 10239 раз. Типичный для советского времени децильный коэффициент, характеризующий соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, увеличился с 4 до 15,3 в наши дни. По данным акад.Д.С.Львова, зарплатоемкость ВВП в России почти в 3 раза ниже, чем в США и почти в 4 раза ниже, чем в Германии. Причин много, одна из них - переход к свободному рыночному ценообразованию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.