Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 24

Стремление отстранить государство от процесса ценообразования имеет одну цель: обогащаться одним за счет других, не заботясь о повышении эффективности общественного производства. Противникам государственного регулирования цен следовало бы обратить внимание на то, что их мечта о свободном ценообразовании  в полном объеме не достижима, а их позиция в этой связи не логична. В цены входят косвенные налоги, в России доминирующие на фоне налогов прямых. Ставки налогов устанавливает государство; оно законодательно регулирует и налоговые льготы. Следовательно, цен, совершенно свободных от государственного вмешательства, просто нет в реальной действительности. В орбиту внутриотраслевых и межотраслевых поставок включаются полуфабрикаты, товары и услуги, для которых типично государственное ценообразование при свободном рыночном ценообразовании на конечную продукцию. Например, для ценообразования транспортных тарифов на протяжении многих лет типично государственное регулирование, а для отраслей и производств, потребляющих транспортные услуги, характерно свободное ценообразование. На поверку на первый план выходит смешанное ценообразование.

Роль государства велика в странах с богатыми традициями рыночных отношений, например, во Франции. Сторонники рынка склонны использовать опыт самой либеральной страны, США. Поступим так и мы. В системе государственного регулирования аграрного сектора в США важную роль играет поддержка цен, обеспечивающих стабильность доходов товаропроизводителей. Государство может устанавливать «потолки» и лимиты цен, проводить дотации и компенсации, но цены в этой связи не утрачивают свойств ведущего рыночного инструмента.

 Предварительно цены отрегулированы рынком под влиянием законов спроса и предложения. Государство проводит не столько политику ценообразования, сколько политику регулирования продовольственного рынка. Тем самым государство создает экономические предпосылки для развития сельскохозяйственного производства в нужных объемах и пропорциях. Цена выступает средством, а не объектом государственного регулирования. Государство компенсирует сельскохозяйственным производителям отклонение от рыночной цены в размерах, необходимых для деятельности их на заданном уровне доходности. Рынок не имеет встроенных регуляторов – компенсаторов потерь аграрных звеньев в связи с капризами погоды. Государство принимает на себя эту почетную и важную роль.

Минсельхоз США ежегодно разрабатывает программу закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам, обеспечивающим фермерам минимальный уровень рентабельности. В случае получения нетипично высоких урожаев предложение продукции аграрным сектором экономики превышает спрос на нее. Рыночная цена снижается. Государство закупает продукцию в больших количествах и договаривается с фермерами о ее хранении у них за определенную плату, или направляет продукцию в государственные хранилища. Рассматривается и реализуется при необходимости вариант экспорта части продукции. При повышении цен государство выбрасывает на рынок свои запасы и тем самым сбивает цены. Аналогично осуществляется политика цен и в странах экономического сообщества.

В сельском хозяйстве США в течение нескольких десятилетий официально фиксируются два вида так называемых «цен поддержки»:

целевые цены;

залоговые цены, или залоговые ставки.( см. подробнее: КучуковР.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004, с.105. и др.).

Целевые цены, иногда называемые гарантированными, устанавливаются только для расчетных операций. Они ориентированы на возмещение затрат и на определенный доход, достаточный для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат.

Реализация продукции фермеров происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше или ниже целевых цен или, наконец, равны последним. Но в конце года фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если цена реализации ниже целевой цены. Благодаря компенсационным платежам за пониженный уровень реализационной цены по сравнению с целевой именно целевая цена является экономической реальностью для фермера. Термин «целевая цена» резонно стали заменять в США термином «гарантированная цена».