Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 22

   Излишек продавцов характеризуется площадью прямоугольного треугольника 1-2-3. В точке 2. цена равновесна. Но продажи имеют место и при цене в интервале 1-2. Излишек покупателей по Маршаллу характеризуется площадью прямоугольного треугольника 2-3-4. Покупки осуществляются не только по цене в точке 2., но и по ценам в интервале 2-4. Фирмы стремятся максимизировать прибыль. В системе понятий Маршалла, как мы понимаем, они пытаются присвоить часть потребительского излишка. Для  этого при неэластичном спросе повышается продажная цена.

Обратимся вновь к задаче на с.11.   Функция спроса в задаче имеет вид Qd=100-0,5P. Функция предложения Qs=-8+2,5P.Нами ранее найдены три значения равновесной цены и равновесного объема продаж:

1) если решение продавца оптимизируется по физическому объему продаж, то P1*=36 ,Q*1=82;

  2)  если решение продавца оптимизируется по максимуму валового дохода, то P2*=100, Q2*=50;

 3) если, наконец, продавец максимизирует прибыль, что наиболее вероятно, то P3*=102, Q3*=49.

Перейдем вновь к рис. 1.5. Рассчитаем, при какой цене отсутствует предложение и при какой цене отсутствует спрос на товар. Qs=0, если -8+2,5P=0=>P=3,2.Спрос отсутствует при условии 100-0,5P=0=>P=200.

1)  При P1*=36 излишек продавца составит(см. рис. 1.5.) SΔ1-2-3.=

(36-3,2)*82*0,5=1344,8 руб. Излишек покупателей составит SΔ2-3-4=(200-36)*82*0,5=

6724 руб.

2)Если равновесная цена повысится до100руб., потребительский излишек снизится до :

(200-100)*50*0,5=2500руб. или на 4224руб.

3) Наконец, при равновесной цене, равной 102руб., потребительский излишек снизится до (200-102)*49*0,5=2401руб.

Банальным делом – присвоением потребительского излишка, по Маршаллу, - и занимаются многие фирмы в России в условиях свободного ценообразования. В экономической науке сегодня господствует мнение, что недостатки рыночного ценообразования автоматически устраняются при движении рынка от состояния монополии к конкурентному состоянию. Это ответственное заключение требуется доказать, но как раз доказательств экономическая наука и хозяйственная практика ныне не представляют.

В нашем пособии по микроэкономике обращено внимание читателя на тот факт, что теория рынка совершенной конкуренции разработана недостаточно. Здесь требуется вернуться к этому вопросу.

Состояние совершенной конкуренции имеет в учебной литературе следующие опознавательные признаки: множество товаропроизводителей, занятых выпуском однородной продукции стандартного качества, малая доля каждого отдельно взятого товаропроизводителя в совокупном отраслевом объеме продаж, отсутствие правовых и экономических барьеров для вступления в отрасль и выхода из нее, единая(конкурентная)цена, которую товаропроизводители не в состоянии изменять по своему произволу. На последнем признаке рынка совершенной конкуренции остановимся подробнее.

 Единая или так называемая конкурентная цена, судя по названию, устанавливается при широком участии покупателей, которых сторонники рынка видят в качестве заказчиков цены. В реальной действительности конкурентная цена не есть цена покупателя. Последний в состоянии заказать качество продукции, но не цену и не пропорцию качество – цена.

 На всех рынках в России господствует цена продавца. Количество продавцов не оказывает существенного влияния на уровень продажной цены, на крайне важный процесс ее(цены) приближения к справедливой цене. На рынке явно или неявно реализуется монопольная власть продавца(продавцов). Монополизм продавца(продавцов) бывает явным, когда на рынке доминирует одна фирма, и неявным, когда об уровне цены договаривается группа продавцов. Эта договоренность совсем необязательно оформляется документально. Новому продавцу достаточно принять к сведению сложившийся уровень цены, по существу монопольно высокой, и установить тот же.