Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 10

 Возразим именитому зарубежному коллеге. Реально рынок не уравновешивает прав продавца и покупателя в формировании уровня продажной цены. В этом смысле покупатель, по крайней мере покупатель товаров и услуг первой необходимости, дискриминируется продавцом. Повышательная и понижательная тенденция изменения цены не равно вероятны.

На практике метод последовательного сближения цен продавцов и покупателей(метод уторговывания), столь усердно рекламируемый  экономистами– классиками(рыночниками), сплошь и рядом не работает. Во всяком случае, он наталкивается на значительные трудности применительно к товарам первой необходимости. На рынке подобных товаров стремлению продавцов непрерывно повышать цены сложно что–либо противопоставить без вмешательства государства. Российский опыт рыночных преобразований подтверждает такой вывод.

В связи со сказанным уместно обратиться к модели достижения или утраты  равновесия по  А.Маршаллу.(1842-1924)(см. рис. 1.2.)

При низкой эластичности спроса равновесие становится неустойчивым, модель идет «в разнос». Равновесие по физическому объему продаж в динамике недоступно. Напротив, равновесие фирмы по прибыли вполне доступно. При низкой эластичности спроса рыночный агент-товаропроизводитель начинает откровенно работать на удовлетворение платежеспособного спроса, а не потребностей. Товаропроизводитель максимизирует прибыль при низком коэффициенте использования производственных мощностей. Подобное положение весьма характерно для российской экономики.(см.табл.1.2.)

Таблица 1.2. 

Коэффициент использования производственных мощностей в России по выпуску важнейших видов продукции.

Наименование продукции

1992г.

2000г.

2006г.

Производство пищевых продуктов, включая напитки:

Сахар – песок из сахарной свеклы

86

76

87

Хлеб и хлебо – булочные изделия

61

40

39

Кондитерские изделия

61

50

64

Макаронные изделия

89

46

61

Масла растительные

71

61

69

Плодоовощные консервы

51

32

64

Мясо(в парном весе)

57

18

52

Масло животное

67

25

28

Цельномолочная продукция

41

32

51

Мука

79

45

44

Крупа

62

24

32

Ткани х/б

62

55

71

Ткани шерстяные готовые

48

17

34

Обувь

61

29

68