Возразим именитому зарубежному коллеге. Реально рынок не уравновешивает прав продавца и покупателя в формировании уровня продажной цены. В этом смысле покупатель, по крайней мере покупатель товаров и услуг первой необходимости, дискриминируется продавцом. Повышательная и понижательная тенденция изменения цены не равно вероятны.
На практике метод последовательного сближения цен продавцов и покупателей(метод уторговывания), столь усердно рекламируемый экономистами– классиками(рыночниками), сплошь и рядом не работает. Во всяком случае, он наталкивается на значительные трудности применительно к товарам первой необходимости. На рынке подобных товаров стремлению продавцов непрерывно повышать цены сложно что–либо противопоставить без вмешательства государства. Российский опыт рыночных преобразований подтверждает такой вывод.
В связи со сказанным уместно обратиться к модели достижения или утраты равновесия по А.Маршаллу.(1842-1924)(см. рис. 1.2.)
При низкой эластичности спроса равновесие становится неустойчивым, модель идет «в разнос». Равновесие по физическому объему продаж в динамике недоступно. Напротив, равновесие фирмы по прибыли вполне доступно. При низкой эластичности спроса рыночный агент-товаропроизводитель начинает откровенно работать на удовлетворение платежеспособного спроса, а не потребностей. Товаропроизводитель максимизирует прибыль при низком коэффициенте использования производственных мощностей. Подобное положение весьма характерно для российской экономики.(см.табл.1.2.)
Таблица 1.2.
Коэффициент использования производственных мощностей в России по выпуску важнейших видов продукции.
Наименование продукции |
1992г. |
2000г. |
2006г. |
Производство пищевых продуктов, включая напитки: |
|||
Сахар – песок из сахарной свеклы |
86 |
76 |
87 |
Хлеб и хлебо – булочные изделия |
61 |
40 |
39 |
Кондитерские изделия |
61 |
50 |
64 |
Макаронные изделия |
89 |
46 |
61 |
Масла растительные |
71 |
61 |
69 |
Плодоовощные консервы |
51 |
32 |
64 |
Мясо(в парном весе) |
57 |
18 |
52 |
Масло животное |
67 |
25 |
28 |
Цельномолочная продукция |
41 |
32 |
51 |
Мука |
79 |
45 |
44 |
Крупа |
62 |
24 |
32 |
Ткани х/б |
62 |
55 |
71 |
Ткани шерстяные готовые |
48 |
17 |
34 |
Обувь |
61 |
29 |
68 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.