Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 82

Российское Правительство и Банк России упорно проводят политику накопления денежных резервов. Золотовалютные резервы нашей страны составляют 600 млрд. долл; по размеру золотовалютных резервов Россия уступает только Китаю и Японии. Резервный фонд страны превышает 100млрд. долл. при размере государственного долга около 41 млрд. долл. Страхование от рисков, связанных с неопределенностью цен мирового рынка на энергоносители, обеспечено, но дорогой ценой. Средства стабилизационного фонда не превратились в заслон для инфляции. Это мнение разделяет акад. Л.И.Абалкин, отмечающий, что Минфин выбрал для борьбы с инфляцией не те методы, которые нужны. Ограничивая денежную массу и отправляя деньги в стабилизационный фонд, рост цен не остановить.

 Сказывается недофинансирование сельского хозяйства. До 35% продовольствия в России приходится на импорт. За рубежом же импорт ограничивают. Например, в Швеции его доля не может превышать 25%. Если мы хотим сдержать рост цен на продовольствие, а очевидно такое желание у руководства присутствует, необходимо поддерживать отечественного производителя, инвестировать средства в развитие сельского хозяйства.

 Отказ от кейнсианских фундаментальных рекомендаций не имеет под собой научных оснований и неэффективен на практике.   

Уяснив содержание понятия «мультипликатор сбалансированного бюджета», можно обратиться к анализу последствий дефицитного бюджетного финансирования. Одна и та же дополнительная  нагрузка на государственный бюджет (ΔG=ΔT) порождает неодинаковые последствия. Существенно важно при какой налоговой нагрузке растут государственные расходы. Валовой национальный продукт и национальный доход возрастут в большей степени при росте государственных закупок, чем при снижении налогов, а бюджетный дефицит будет выше при сокращении налогов. Обратимся вновь к расчетам – иллюстрациям.

                                                         Задача 5.2.

Государство закупает на рынке благ товаров на 150 млрд.руб. Ставка подоходного налога Ty=0,1. Частные инвестиции составляют 100 млрд.руб. Функция потребления домашних хозяйств имеет вид: C=50+0,8(y-Tyy). Найти равновесную величину национального дохода и дефицит бюджета. Определить изменение бюджетного дефицита при:

1)  росте государственных расходов на 40 млрд.руб;

2)  сокращении налогов на 40 млрд.руб.

                                                               Решение

Равновесная величина национального дохода определяется из следующего равенства:

y=50+0,8*0,9y+100+150=>y*=1071,4 млрд.руб.

Дефицит бюджета составит:

б=150-1071,4*0,1=42,86 млрд.руб.

При увеличении государственных расходов на 40 млрд.руб. получим:

y=50+0,8*0,9y+100+190=>y*=1214,3млрд.руб.

Бюджетный дефицит теперь составит:

б=190-0,1*1214,3=68,6 млрд.руб.

Рост государственных расходов на 40 млрд.руб. привел к увеличению бюджетного дефицита только на 25,74 млрд.руб.

Рассмотрим, наконец, последствия сокращения налогов на ту же сумму – 40 млрд.руб. Новым условиям соответствует налоговая ставка Ty=0,06. Равновесие на рынке благ достигается при

y=50+0,8*0,94y+100+150=>y*=1209,7млрд.руб.

Дефицит бюджета образуется в размере: б=150-0,06*1209,7=77,4 млрд. руб.

Сокращение налогов, таким образом, не оправдывает себя. Бюджетный дефицит увеличивается на 8,8 млрд. руб.( 77,4-68,6 ).

Пусть поймет нас правильно читатель. Авторы пособия не сторонники непосильного налогового бремени. Но, коль скоро без налогов стране не прожить, необходимо поставить налоговую систему на службу стимулирования эффективности производства и распределительных отношений, социальной справедливости.

Кейнсианский подход к предназначению фискальной политики выдерживает самую суровую критику и в высокой степени актуален в современной России.

 Коснемся и недостатков кейнсианского анализа. Он слишком сильно укрупнен( агрегирован ). Изменение налогового режима приводит не только к изменению величины правительственных расходов, но и к изменению склонности к потреблению и к инвестированию. Так, прогрессивное налогообложение граждан имеет положительным следствием пополнение доходной базы государственного бюджета и рост предельной склонности к потреблению. Последний показатель варьирует в России в очень широких пределах. Имеются граждане, экспортирующие огромные капиталы за рубеж, и одновременно миллионы граждан, с трудом сводящие концы с концами.