Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 5

Возвращаясь к материальной стороне жизни, обратим внимание, что среднемесячная начисленная заработная плата в апреле 2008г. колебалась от 37532 рублей в финансовой сфере(чуть выше она была только в отраслях по добыче топливно – энергетических полезных ископаемых) до 10602 рублей в сфере народного образования и до 7123 рублей в сельском хозяйстве (см. «Аргументы и факты», 2008г.,№28,с.14.). Несмотря на недавние меры по повышению заработной платы работников народного здравоохранения, положение в этой важнейшей отрасли остается сложным. Финансирование по обязательному медицинскому страхованию покрывает далеко не все затраты государственных медицинских учреждений на  лечение, содержание больных и прч. Поэтому «дыры» в бюджете медики вынуждены закрывать за счет оказания платных услуг.

В России только 2,2% от валового национального дохода тратится на здравоохранение. Для сравнения: в Европе 7-9%, в СШа – 14%. В Санкт-петербурге начинающий врач получает в среднем 7840 рублей, хирург с опытом – 11283 рубля А это самая сложная и благородная профессия на земле! В соседней Финляндии хирургу платят 7 тыс. евро или около 260 тыс. руб.( «Аргументы и факты – Петербург» №34, 2008г., с.22).

В России хватает средств для достойной оплаты труда работников финансовой системы. Такова рыночная переоценка ценностей.  Будучи экономистами по образованию, авторы пособия все же не понимают, почему заслуги работников финансовой сферы перед народом оцениваются в 3,7 раза выше, чем заслуги образовательной системы. Очевидно, что межотраслевую оценку вклада в преумножение общественного богатства исказил рынок с его рекламируемой экономической свободой.

 Рынок стимулирует индивидуализм, утверждает концепцию экономического человека А.Смита. В соответствии с ней предприниматель наилучшим образом удовлетворяет общественные потребности, руководствуясь своекорыстным интересом. Жизнь не подтвердила эту мысль великого экономиста. Ориентируясь на прибыль, товаропроизводители сплошь и рядом доставляют обществу отрицательные эффекты перелива (экстерналии). Последние должны быть учтены и заблокированы некой координирующей силой, действующей в государственном масштабе. Ставка на конкуренцию и «невидимую руку» рынка, по Смиту,  как на противовес индивидуализму рыночной экономики не устраняет отрицательные внешние эффекты. Их призвано устранить государство, задачи которого в экономике не сводимы к функциям «ночного сторожа.»

К сожалению, в основу реформ в России был положен доведенный до крайности принцип, в соответствии с которым первичной социальной единицей является не общество, а индивид. На это обстоятельство обращается внимание  в замечательной работе « Русская доктрина(Сергиевский проект)/ Под ред. А.Б.Кобякова и В.А.Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008». Вместо общества, по Кобякову, признается существование лишь некого аморфного собрания  индивидов. Данная социально-политическая философия именуется либерализмом. В плане генезиса, - отмечает А.Б.Кобяков, - эта идеология – побочный продукт эпохи Реформации 16-го века и особенно начального этапа развития колониальной системы, приходящегося на 17-ый и 18-ый века....аморфное общество может существовать, когда легко поддающихся использованию ресурсов очень много, а людей очень мало. Вот эта – по сути, уникальная – ситуация возводится доктриной экономического либерализма в норму.

Идеология, согласно которой основной «герой» экономического развития не общество, а отдельно взятые лица на практике, при попытке ее приложения к действительности, благоприятствует не расцвету индивидуальностей, а расцвету полукриминальных и криминальных структур мафиозного типа и полному подавлению и общества, и «независимых индивидов» этими последними.(с.511-512 названной работы). Такой мрачный итог и имел место в России в значительном объеме.

Реально первичными единицами мирового исторического процесса являются не индивиды, а устойчивые сообщества людей – носителей определенных культурных и цивилизационных программ. Экономическая политика российского государства должна соответствовать принципам приоритетности задач наращивания экономического потенциала, роста народонаселения и индекса человеческого развития, рассчитываемого ООН.