Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 79

Авторитетно мнение, в соответствии с которым налоги представляют собой издержки с позиций налогоплательщика. А всякие дополнительные издержки провоцируют инфляцию. Решительно нельзя согласиться с таким суждением. Налогообложение материальных продуктов делает доступной пищу для души. С помощью налогов преодолеваются и ненормальные ценовые пропорции в производстве и реализации самих материальных продуктов. А последние в настоящее время  не устраняются, что тяжелым бременем ложится на самые бедные слои населения.

Цены в России продолжают расти, но для всех  по-разному. Официальная инфляция за семь месяцев 2008- го года достигла 9% и уже»выполнила годовой план». Чиновники теперь обещают к концу года 14%, но и это будет « средняя температура по больнице». В действительности у каждого человека инфляция своя. Чем он беднее – тем она выше. Аналитики посчитали, что за год для богатых цены вырастут примерно на 12%, а для бедных – на все25%!( «24 часа» №32, с.6).Только за первое полугодие 2008- го года минимальный набор продуктов питания подорожал на 20,6%. Крайне важно сдержать рост цен именно на товары первой необходимости. Свободное рыночное ценообразование при созерцательной позиции государства проблемы не решает. Требуется задействовать средства фискальной политики.

5.2. Единство налоговой и бюджетной политики.

Важнейшим инструментом фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий доходы( а главные в их числе налоги ) и расходы в единый механизм. Фискальная политика, направляемая правительством и сознательно проводимая им, называется дискреционной. Это политика правительства по изменению объема государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета, направленная на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

Дискреционная политика может быть стимулирующей( экспансионистской ) и сдерживающей. При недостаточной деловой активности и занятости проводится стимулирующая политика. Совокупный спрос стимулируется либо за счет дефицита бюджета, либо за счет понижения налогов. Понятно, что дефицит бюджета не самоцель. За ним стоит увеличение государственных расходов с целью стимулировать конъюнктуру. Организация общественных работ, например, улучшает занятость и увеличивает совокупный спрос на продукцию целого ряда отраслей. Льготные налоги призваны решить ту же задачу. Стимулируется создание новых рабочих мест, организация новых производств, рост потребительских расходов и частных инвестиций. Какой из вариантов стимулирования макроэкономической конъюнктуры предпочтительней в конкретных условиях хозяйствования в стране, - вопрос интереснейший. Ниже он рассматривается особо.

Во время бума в соответствии с современными представлениями о возможностях дискреционной фискальной политики целесообразно образование бюджетного излишка. Таким образом, сбалансированный бюджет обедняет фискальную политику и не является обязательным для любой макроэкономической ситуации. Бюджет должен сводиться без дефицита и профицита за полный цикл изменения конъюнктуры. На коротких временных интервалах  допустим либо дефицит, либо профицит бюджета. Бюджетный дефицит крайне опасен при инфляции спроса. Всякое сознательное дефицитное финансирование способно « раскрутить» инфляционную « спираль». Фундаментальные рекомендации Дж. Кейнса, однако, предусматривали рост дефицитного финансирования как средства для преодоления спада или депрессии.

Современная фискальная система страны включает в себя так называемые «встроенные»механизмы автоматического регулирования конъюнктуры. При буме ВВП максимален и грозит появлением инфляции. Однако автоматически  растут и налоговые обязательства , сдерживая инфляцию спроса. В ситуации спада деловой активности вслед за снижением ВВП автоматически снижаются и налоговые обязательства, что оказывает стимулирующее влияние на конъюнктуру. «Встроенные» механизмы автоматического влияния на конъюнктуру объективны, но действуют слабо. Их необходимо пополнить средствами дискреционной политики государства.