Методическое пособие для изучения дисциплины "Макроэкономика", страница 8

Из этих двух видов спроса только второй может являться ощутимым стимулом для роста внутреннего производства, но он уменьшился в России в 90-е гг. в результате перераспределения доходов, и сам его рост, в свою очередь, почти полностью зависит от роста производства(замкнутый круг). Резко выросший спрос богатых направлен подавляющей своей частью не на внутренний рынок, а потому не может служить стимулом роста национального производства. В развитых странах положение другое. Совокупный спрос выступает действенным фактором экономического роста в силу того, что в структуре совокупного спроса доминирует спрос целенаправленно созданного среднего класса. Это достижение следует отнести в актив правительствам и профсоюзам, а вовсе не рынку.

При оптимизации хозяйственных решений принципиальное значение имеет согласование индивидуального, локального оптимума и общественного, народнохозяйственного оптимума. Товаропроизводители и торговые посредники заняты максимизацией прибыли. Соответствующее поведение на рынке для них рационально. Но повсеместная максимизация прибыли ни в коем случае не выступает целью общественного развития. В общественном масштабе приоритетна задача максимизации фонда потребления. Г.С.Вечканов справедливо отмечает, что фонд потребления общества – мера эффективности общественного производства. Под фондом потребления общества понимается масса предметов потребления, поступающая из сфер производства и обращения в сферу потребления и использующаяся исключительно на непроизводственные нужды общества – на личное и общественное текущее потребление и непроизводственное накопление.

 В этой связи в сферу научных исследований и в лексикон экономистов необходимо вернуть понятия эффективности общественного производства, народнохозяйственной эффективности, как и понятие общенародных интересов. Система общественных ценностей, в том числе экономических ценностей, недопустимым образом эволюционировала в России с переходом к рынку. Изменился и понятийный аппарат экономистов. Прибыльная мотивация деятельности бизнеса вступила в откровенное противоречие с общенародными интересами.

Об этом приходится говорить, так как восторженная реклама стала спутником книг со следующим утверждением: «….я также использую слово »эгоизм» для описания положительных свойств характера….Отсутствие внимания к остальным не означает, что вы причиняете кому-то вред. Это просто значит, что вы хорошо приспособлены к жизни и достаточно благоразумны для того, чтобы сначала удовлетворять свои нужды.(ГейджР. Почему вы глупы, больны и бедны…И как стать умным, здоровым и богатым!/Пер. с англ. – СПб.: Издательство«ДИЛЯ», 2008, с.159.). Извращается само понятие эгоизма и своекорыстного интереса в экономике. Недооценивается опасность эгоизма бизнесменов.

 Отказ в благотворительности ленивому или человеку здоровому, но инертному не есть проявление эгоизма. Ленивого любителя рыбы следует обеспечить удочкой, а не рыбой. Согласимся. Но не подобной морализацией должны сегодня заниматься специалисты по макроэкономике. Современный эгоизм бизнесмена проявляется в стремлении максимизировать прибыль любой ценой, оставаясь в согласии с несовершенным законодательством. Капиталоемкие варианты наращивания прибыли и рентабельности бизнес в России отвергает в пользу « идущего в руки « повышения цен и снижения реальных доходов работников, занятых по найму. Эту установку критиковал не только К.Маркс и его последователи. В числе критиков гениальный ученый А.Эйнштейн, выдающийся американский менеджер Г.Форд и др.

Между тем широко распространенным средством к коммерческому успеху в России стало взвинчивание цен на товары первой необходимости.  Российский бизнес сосредоточил усилия именно  на производстве товаров первой необходимости с низкой эластичностью спроса по ценам. В результате безудержно растут цены на товары и услуги, формирующие обязательную потребительскую корзину всех граждан. Многие миллионы россиян бедны. Индексация  заработной платы, пенсий, стипендий, различного рода пособий обесценивается инфляцией. Страдает совокупный платежеспособный спрос, сдерживается макроэкономическая конъюнктура и экономический рост.