Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал)

Страницы работы

84 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Эльна Александровна Орлова.

Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал).

Содержание:

Введение

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

I. Факторы, обусловившие выделение культурологии в самостоятельную область познания

2 Современное состояние мировой культуры

3 Морфология культурологии как область научного познания

4. Заключение

РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Факторы, обусловившие выделение культурной антропологии (в России — культурологии) в самостоятельную учебную дисциплину

2. Современное состояние культурологического образования

3. Морфология культурологии как учебной дисциплины

4. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Модернизационные процессы в послевоенной российской культуре обусловили изменение во взглядах философской и научной общественности на такие ключевые категории, как человек, общество, культура. Смена познавательных парадигм, со всей очевидностью обнаружившаяся в европейских и американских интеллектуальных кругах в середине 1960-х гг., обусловила рефлексию к основаниям философского, гуманитарного, социально-научного познания. В фокусе особого понимания оказался человек как субъект познания и, соответственно, встали вопросы о том, что, как и для чего познается. В этой связи потребовалось концептуальное разграничение между природным миром с его собственными закономерностями и миром искусственных объектов, существование которых зависит от людей. Стаж очевидным, что искусственный мир сложен и продолжает усложняться, что люди начинают терять контроль над ним и это приводит к негативным для них последствиям, что порядки внутри него не создайте! и не поддерживаются автоматически, но зависят от постоянных целенаправленных координированных действий людей. Иными словами, как только искусственный мир стал ощущаться людьми как источник социально значимых проблем, как широко распространенная, устойчивая во времени угроза социальной безопасности, активизировалось его рациональное, прагматическое изучение в западных странах, где научное знание привычно использовалось как основание для построения технологий в отношениях человека с его окружением.

Увеличение степени информационной открытости послевоенного” общества способствовало диффузии изменившихся социально-научных представлений в его философскую, гуманитарную, научную среду. Об этом свидетельствуют такие факторы, как появление отечественной социологии; переориентации в психологии за счет признания категории бессознательного, с одной стороны, и значимости связей личности со средой — с другой - формирование отечественной экономической науки; обновление исследований в области языка. Именно в этот| период в сфере особого внимания оказывается категория "культура".

С тех пор — а это конец 1960-х — начало 1970-х гг. — в российской интеллектуальной среде продолжаются дебаты на тему культуры. Вначале они не выходили за пределы философской тематики, и считалось, что теория культуры тождественна решению философских проблем культуры. Однако оказалось, что без опоры на конкретный материал, на чисто философском уровне эти проблемы решены быть не могут.  Тогда к категории  "культура"  обратились представители гуманитарного познания — историки, филологи, искусствоведы. Они снизили уровень метафизичности, свойственной рассуждениям философов,  наполнив  категорию  реальным  содержанием,  заключенным  в вещах, идеях, фактах и т.п. Тем не менее и этого оказалось недостаточно, чтобы строить достоверные  и обоснованные умозаключения и вероятностные прогнозы об искусственном мире. Нужен был следующий шаг от гуманитарного к научному познанию.

В настоящее время в отечественных интеллектуальных кругах официально принято понятие "культурология". Оно стало конвенциональным знаком того, что изучение культуры приобрело самостоятельное значение наряду с изучением общества и личности. Оно указывает также на то, что категория "культура" не принадлежит более безраздельно философской лексике. Познание культуры перестает рассматриваться только как составляющая философии, но приобретает самодовлеющую значимость с заметными утилитарными обертонами. И, как свидетельствует мировой опыт, у науки о культуре большое познавательное и прагматическое будущее.

Наука о культуре за XX век приобрела собственное место среди социальных наук и свою структуру. В этой связи можно говорить и об отечественном опыте, хотя он практически не отрефлексирован. Однако внезапное расширение объема культурологии и числа культурологов в интеллектуальном пространстве российского общества и обострение отношений между сторонниками разных трактовок культуры и культурологии делают актуальной попытку упорядочить сложившуюся здесь ситуацию.

Похожие материалы

Информация о работе