— специализированные области культуры, такие как хозяйство, политика, право, религия, наука, искусство, массовая культура, образование; они являются источником информации о культурных порядках в сложных обществах, о существующих здесь различных культурных кодах;
— социокультурные слои (например, культурно-антропологический анализ элит в обществе, "культура бедности", "контркультура" и т.п.), группы (субкультурные образования), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология); изучение таких объектов позволяет обнаружить сходства и различия между членами одного и того же общества и соответствующими единицами разных обществ;
— индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяжении жизненного цикла; внешней обусловленности нарушений физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных побуждений к действиям и способов их реализации); на этом уровне изучаются фундаментальные причины и механизмы поддержания или изменения устойчивости культурных образований: культурных паттернов, норм, ценностей, образцов, стереотипов.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Принятые в современной культурной антропологии теоретические способы упорядочения эмпирических данных и объяснения культурных фактов можно свести к следующим доминирующим направлениям:
— культурный материализм, где считается, что совокупности социокультурных феноменов различаются по их адаптационным преимуществам;
— неоэволюционизм, где считается, что совокупности социокультурных феноменов различаются по степени сложности и организованности и возможно движение по этой шкале вверх и вниз;
— функционализм, где считается, что различные социокультурные образования суть производные от фундаментальных человеческих потребностей и в обществе являются взаимодвижущими;
— структурализм, где считается, что культурные феномены детерминированы некоторым набором врожденных принципов (пределов), прямо не наблюдаемых в самих феноменах; при этом внешне сходные явления могут быть детерминированы различными принципами, а внешне различные — одними и теми же;
— психологическая антропология. где считается, что некоторые культурные формы представляют собой вариации на определенную тему
(например, удовлетворения человеческих потребностей) или некоторое социальное измерение (например, социальная дифференциация);
— диффузионизм (сегодня переставший быть самостоятельным направлением и ставший составляющей неоэволюционизма), где считается, что различные совокупности сходных культурных феноменов имеют общий источник или связаны друг с другом через механизм заимствования .
МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. В современных культурно-антропологических исследованиях применяются методы, сложившиеся за XX век в социальных науках вообще. Специфика культурно-антропологического исследования в сравнении с другими социальными науками заключается не в содержании методов, но в особенностях изучаемой с их помощью информации. Основными используемыми здесь методами можно считать следующие:
— наблюдение: получение прямой информации о культурных явлениях и событиях за счет визуального отслеживания определенных проявляющихся признаков, выбранных и сгруппированных по специально построенной и теоретически обоснованной схеме;
— семантический анализ (частным случаем которого является контент-анализ содержания письменных текстов, иконических, музыкальных, пластических композиций, экстралингвистических проявлений поведения — мимика, жест, пространственные аспекты) с выделением единиц анализа и их организацией для интерпретации по стандартной схеме; метод используется для определения культурных значений и смыслов изучаемых артефактов;
— сравнительный метод: определение сходств и различий между специально выделенными характеристиками сравниваемых культур с последующим выдвижением гипотез об их причинах;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.