Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 38

I. ФАКТОРЫ. ОБУСЛОВИВШИЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ (В РОССИИ — КУЛЬТУРОЛОГИИ) В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

Политические и социокультурные факторы, обусловившие выделение культурологии в самостоятельную учебную дисциплину, те же, что и для ее формирования как составлявшей социальных наук. Поэтому в настоящем разделе будут выделены только внутренние для модели образования факторы.

Ситуация в развитых странах. Выделение культурной антропологии в самостоятельную учебную дисциплину было обусловлено рядом факторов, характерных для процессов первичной модернизации, происходивших в Западной Европе и США во второй половине XIX века. Интенсификация действия этих факторов в XX веке способствовала развитию культурной антропологии как учебной дисциплины, ее систематизации, структурированию в рамках как ее теоретических, так и прикладных образовательных курсов. Ниже речь пойдет о проблемах сферы образования, связанных с необходимостью менять содержание и структуру трансляции социально значимого знания от поколения к поколению.

Переход  от  индустриализма к постиндустриализму в развитых странах породил целый ряд проблем, связанных с общим и профессиональным образованием, где культурные факторы оказались в центре внимания. Эти проблемы можно классифицировать следующим образом.

Во-первых, в условиях постиндустриализма неадекватными оказались обе крайние позиции классической шкалы моделей образования:

"просвещенный гражданин"  (энциклопедизм),  с одной стороны,  и "узкий специалист" (классический технократизм) — с другой. Это породило необходимость поиска новых моделей образования, основанных на современных, а не классических концепциях утилитаризма, прагматизма, гуманизма. Соответственно, внимание специалистов в области образования переместилось от концентрации только на конкретных учебных дисциплинах к изучению их связей с более широким социокультурным контекстом, что определило место этого знания в структурах общего и специального образования: обучение людей адаптации в сложном и подвижном социокультурном окружении за счет навыков формулирования и решения соответствующих проблем и задач.

Во-вторых,  в этих условиях обнаружились важные расхождения между исследовательским, преподавательским и прикладным технологическим уровнями социально-научного знания. Стало очевидным, что каждая из этих трех областей деятельности характеризуется специфичными для нее позициями по отношению к окружению (внимание к новому; акцент на общепринятом; прагматизм); доминантой деятельности (поиск нового знания; трансляция имеющегося опыта; технологическое использование знания); результатом деятельности (научная теория; учебный курс; эффективное воздействие). Соответственно, культурная антропология обеспечивает тот контекст,  в пределах которого это разделение оказывается, с одной стороны, правомерным как стадия необходимой дифференциации социально значимого знания, а с другой — приобретает общее основание в форме фундаментальных теоретических оснований познания культуры,  делающих названные направления деятельности содержательно сопоставимыми. В этой связи образовательные курсы в области наук о культуре утрачивают доктринально-универсалистские черты и становятся максимально приближенными к будущей профессии обучающихся.

В-третьих, обнаружились расхождения между социальным запросом на специалистов, обладающих соответствующими знаниями о культуре, и классическими моделями университетского образования. Преимущес таенные акценты последних на знании о прошлом и об экзотических культурах  перестали  отвечать  необходимости  понимания  текущих социокультурных процессов. Соответственно, в учебных программах отыскиваются такие пропорции между знаниями о культурных феноменах прошлого и настоящего, чертах, характерных для традиционных, модернизирующихся и модернизированных обществ, для обыденных и специализированных областей культуры, которые обеспечивают возможности получать достоверное знание о современной социокультурной жизни, ее обусловленности факторами исторического порядка, вероятностях ее будущей динамики.