Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 39

Таким образом, расхождения между классическими образовательными ориентациями и познавательными необходимостями, характерными для эпохи постиндустриализма, стимулировали модификации учебных курсов в области наук о культуре. Они становятся более рефлексивными, более систематизированными и ориентированными на научное исследование современности.

В настоящее время в развитых странах социально-научное образование  с  необходимостью  включает  в  себя  социологическую, культурно-антропологическую,  психологическую компоненты.  Вокруг них в зависимости от профессиональной ориентации концентрируются наборы необходимых учебных дисциплин, предполагающих исследовательское,  преподавательское  и  социально-техническое  направления образования.

Ситуация преподавания знаний о культуре в России. Динамика распространения знаний о культуре в России существенным образом отличается от процессов, происходивших в XX веке в развитых западных странах. И если до установления советского режима эти различия носили характер культурно-специфичных вариаций в русле общеевропейской познавательной тенденции,  то в советское время они приобрели принципиально иной характер. Так, в досоветский период к началу XX века система социально-научного образования, в т.ч. его ветви, связанной с изучением культуры, только начала формироваться. В России, как и в европейских странах, в этой области познания доминировал гуманитарный подход — философский, исторический, этнографический. Но уже начинала формироваться парадигма социально-научного познания, и ее элементы можно обнаружить в опубликованных лекционных курсах и авторских работах российских преподавателей гимназий и высших школ, работавших не только в Москве и Петербурге, но и в губернских и уездных городах. И следует подчеркнуть, что среди множества вторичных по отношению к западным основателям социальных наук хороших и посредственных работ можно обнаружить ряд оригинальных теоретических моделей, по качеству не отличающихся от европейских образцов. К этому времени, как и в западных университетах, можно выявить следы трансформации филологии в лингвистику, социальной философии в социологию, этнографии в этнологию, истории культуры в социальную и культурную антропологию.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. В этот период формирование социальных наук вообще и наук о культуре в частности в соответствии с западноевропейскими и американскими тенденциями практически прекратилось. Довольно быстро сошла на нет социология, а культурно-антропологические начала, сложившиеся в рамках российского гуманитарного университетского знания, так и не нашли дальнейшего развития. В рамках высшего образования традиционно сохранились философия (сведенная к марксизму),  история,  филология, история искусства в их классической гуманитарной форме.

В   сфере   образования   отсутствие   социального   (в   т.ч. политического)   и   внутринаучного   стимулирования   развития социально-научного,  в т.ч.  культурологического знания вызывает соответствующие  последствия.  Во-первых,  сворачиваются  учебные курсы, связанные с познанием человека, общества, культуры, а те, что остаются,  полностью унифицируются и мифологизируются.  Во-вторых, из этой области преподавания постепенно вытесняются мыслящие,  ищущие,  заинтересованные  в предмете преподаватели.  Их заменяют начетники, если речь идет о философии, истории КПСС, политэкономии,  или же носители гуманитарных партикуляристких, идеографических ориентации, если речь идет об этнографии, истории,  искусствоведении: В-третьих, хотя общественные дисциплины были в вузах обязательными, они не имели никакой связи с профессиональной подготовкой обучающихся.

Таким образом, в отношении учебных курсов, имеющих отношение к изучению человека, общества, культуры, происходит последовательное снижение требований к их объему и качеству. Слабая социальная востребованность таких специалистов (фактически она ограничивалась лишь областью образования) не стимулировала улучшения качества их подготовки. А по мере того, как из жизни уходили преподаватели, получившие классическое дореволюционное образование, на их место приходили некомпетентные в изучении общества и культуры люди, способные передавать знания только в догматической форме.