Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 19

Будучи отрефлексированной в конце 1960-х — начале 1970-х гг., эта парадигма социально-научного познания обнаружила границы ее применимости, поскольку выявился целый ряд вопросов, ответы на которые невозможно было получить при любых комбинациях и поправках к существующим теоретическим моделям. В течение 1980-х — 1990-х гг. в рамках науки о культуре сформировались следующие проблемные области.

1. Изучение культурных систем постепенно привело исследователей к выводу о том, что не описываемые в терминах общей теории систем культурные феномены являются значимыми факторами, обусловливающими формирование, существование, трансформацию артефактов и их композиций.  Соответственно,  в настоящее время определилась новая проблемная область в науке о культуре — построение теорий и методологии исследования несистемных культурных феноменов.

2. Построение классических моделей культуры и их применение в различных ситуациях эмпирической проверки, порождаемых на основе гипотез, вывели исследователей на факты, не поддающиеся теоретической интерпретации. Наряду с выделяемыми классическими порядками — предметными областями, композициями искусственных объектов, нормативными, ценностными образованиями, культурными паттернами — были обнаружены зоны неопределенности, где еще не сложились или уже разрушились устойчивые образования, но события, происходящие в таких зонах, оказывают влияние на культурную активность членов общества. В этой связи встал вопрос о том, как рациональным образом иметь дело с подобными феноменами.

3. Классические феномены изучения культуры позволяли выделять и интерпретировать только устойчивые объекты, оцениваемые в масштабах исторического времени: структура семьи, институты социализации и инкультурации, священные и светские нормы, паттерны обыденной жизни и т.п. Накопление эмпирических данных об изменениях подобных образований во времени, с одной стороны, и оценка последствий культурно значимых краткосрочных событий — с другой, привлекли внимание исследователей к нестационарным культурным объектам, время существования которых соизмеряется с жизненным циклом индивида или даже с его отрезками.

Сегодня стоит вопрос о теоретическом осмыслении нестационарных культурных феноменов и особенностей временных измерений их существования.

Выявление в рамках области познания культуры подобных проблемных зон побудило исследователей поставить вопрос о необходимости смены познавательных парадигм. Новые направления в поисках альтернативных принципов познания культуры вписываются в общекультурное течение постмодернизма. Пока в его пределах не сложилась сис тема исходных принципов изучения культурных феноменов. Тем не менее такие концепты, как маргинальные социокультурные пространства, децентрирование, мир фантазий — теоретического характера;

деконструкция, программный эклектизм, редукция к ощущениям и т.п. — методологического, указывают на то, что в познании культуры происходит радикальный сдвиг от макроуровня к микроуровню и от статики к динамике.

ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Современную культурную антропологию можно с полным основанием называть научной, а не гуманитарной или философской областью познания. Во-первых, большинство имеющихся здесь теорий имеют показательное, хотя и частичное — на отдельных областях культуры — эмпирическое подтверждение. Во-вторых, после второй мировой войны в культурной антропологии начались активные прикладные разработки.

К настоящему времени культурно-антропологическое знание в практическом применении активно и успешно дополняет социологическое, психологическое, политологическое, экономическое. Стало совершенно очевидным, что все социальные технологии включают в себя культурную компоненту и что социальное выделение и рациональный анализ этой компоненты делают подобные технологии более эффективными. В современной культурной антропологии можно выделить следующие направления прикладных разработок.