Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 33

Именно поэтому, говоря о современном строении культурологического знания, можно рассматривать выделенные единицы как области специальной культурологии (культурной антропологии).

СПЕЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В этом случае речь идет о гипотетико-дедуктивных построениях или эмпирических обобщениях,  относящихся к отдельным областям культуры, авторы которых не претендуют (или претендуют без достаточных оснований) на полноту знания о культуре "в целом".

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Хозяйственная культура — отечественных работ нет. Политическая культура — познание в этой области развивается как в рамках собственно культурологии, так и на уровне политологии и социологии.

Правовая культура — знания в этой области имеются и продолжают развиваться в рамках юридических наук, но пока в области культурологии они не заняли прочной позиции.

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ЗНАНИЕ.

Философская культура — соответствующие знания обнаруживаются в рамках истории философии, но как факт культуры философия не осмысляется.

Религиозная культура — тема активно разрабатывается в отечественной культурологии, но на поверхностном уровне.

Художественная культура — тема настолько широко распространенная в отечественной культурологии, что нередко отождествляется с ней полностью; накоплены большие объемы материалов в отношении разных стилей, видов, жанров искусства; исследования активно продолжаются, и не только на гуманитарном, но уже и на научном уровне.

Научная культура — соответствующие знания имеются в рамках истории науки и науковедения, однако наука как область культуры только начинает осмысляться и скорее на уровне философии культуры, чем позитивного ее познания.

ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ.

Образование  —  помимо  многочисленных работ  педагогического характера в 1980-х — 1990-х гг. возросло количество публикаций философского характера, где образование вписывается в культурный контекст, а также начинается культурологическое осмысление этой области культуры.

Массовая культура — эта область культуры поделена на две пока слабо связанные между собой темы; во-первых, объекты художественной культуры, не подводимые под образцы классической "высокой" и "народной" культур, с одной стороны, и распространяемые в массовом масштабе — с другой; во-вторых, сообщения средств массовой информации. В обоих случаях специфика предметной области не отрефлексирована, и работы носят описательный характер, несмотря на то,  что в сфере изучения средств массовой информации ведутся какие-то подсчеты аудитории, опросы, выводятся рейтинги и т.п. Для расмотрения обеих тем заимствуются западные образцы,  но недостаточно квалифицированно, хотя мировая научная литература высокого класса в этой области обширна. Пока же здесь доминируют художественная критика и квазисоциология.

Просвещение — работы, посвященные этой области культуры, связаны с анализом учреждений культуры, их истории, функционирования, популярности. Они обычно выполняются на стыке социологии и культурологии. В настоящее время в этой области накоплен богатый и интересный материал, который уже начинает обобщаться.

ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА.

Обыденная   культура  пока   трактуется  недифференцированно, область исследования не определена. Тем не менее можно выделить определенные направления ее изучения.

1.  Общие работы о природе повседневной обыденной культуры, которые вначале представляли собой анализ западных подходов, а затем попытки подражания определенным западным образцам. Имеются работы, в которых область исследования определена достаточно четко.

2. Этнографические работы, посвященные нравам и обычаям, народному быту; такие работы пока не выходят за рамки описательности;

здесь даже не ставятся вопросы о необходимости построения классификации .

3. Народная культура как тема включает в себя профессиональный уровень традиционной культуры: художественная культура, ремесла, традиционная медицина, колдовство и т.п.; в настоящее время в этой  области заметно активизировалось  внимание к современным образцам городской культуры:  обыденное поведение и отношения, фольклор, неформальные объединения и т.п.