В-третьих, с начала советский власти процессы демократизации образования сопровождались постоянными упрощениями учебных курсов и снижением требований к качеству получаемых учащимися знаний и навыков. В сфере социальных наук это особенно заметно. Существующие образовательные стандарты несистематичны, случайны, не ориентированы ни на какую профессиональную деятельность. До сих пор ведется борьба с социально-научной терминологией. Теоретическая база преподавания является слабой и примитивной в сравнении с западными образцами.
Таким образом, в сфере социально-научного образования существуют внутренние препятствия, мешающие его трансформации в современную прагматически ориентированную структуру. В особенности это относится к познанию культуры. В системе образования продолжает сохраняться романтическая трактовка категории "культура", ограничивающая ее только высшими инновативными образцами. Все остальное считается не заслуживающим специального внимания. Кроме того, вплоть до недавнего времени культура негласно сводилась только к области искусства, а сейчас к нему добавилась религия. Остальные области культуры всерьез не изучаются.
Следует специально остановится на изменениях, произошедших в отношении к познанию культуры в 1990-е гг., поскольку в этот период история и философия (так называемая теория) культуры стали правомочными учебными дисциплинами, а совсем недавно культурология была признана самостоятельной учебной дисциплиной. К ранее действовавшим факторам, обусловившим развитие знаний о культуре в этом направлении, можно добавить ряд новых.
Таким образом, в настоящее время культурология официально, на институциональном уровне дополнила круг гуманитарных и социально-научных дисциплин в сфере образования. Однако ее развитию мешают неопределенность внутренней структуры и содержания, сопротивление большинства сегодняшних преподавателей приведению ее к мировому уровню, нехватка квалифицированных преподавателей и современных высококачественных учебных пособий. Соответственно, Россия продолжает отставать в сфере преподавания наук о культуре не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ниже будет представлена структура учебных курсов факультета социологии и культурной антропологии с акцентами на последней.
СТРУКТУРА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СОЦИОЛОГИИ И КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Примерный стандартный перечень учебных курсов на уровне магистратуры и соответствующих лицензионных специальностей выглядит так.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ
КУРС: культурная антропология.
Цели обучения: подготовка специалистов в области фундаментальной культурной антропологии. Содержание образования:
— общая антропология (урбанистическая антропология, когнитивная антропология, психологическая антропология, антропология коммуникаций, антропология семьи и родства, антропология религии и т.п.);
— региональная антропология европейских стран и США (культура отдельных регионов, региональные языки; региональные аспекты культурной идентичности и локальные сообщества);
— региональная антропология не-европейских обществ (африканских, арабо-мусульманских, латиноамериканских);
— культурное наследие.
КУРС: количественные методы в культурной антропологии. Цели обучения: использование средств информатики в культурно-антропологическом исследовании, организации коммуникативных процессов, музеографии. Содержание образования:
— общая антропология;
— информатика: общий курс, прикладная информатика, теория цифровых образов, логистика, составление информационных документов; специальная антропология (по выбору университета).
КУРС: антропология организации.
Цели обучения: подготовка специалистов в области организационных отношений.
Содержание образования:
— общий курс социологии и культурной антропологии (теории, методы);
— право и профессиональные отношения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.