Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 48

Концепции, относящиеся к отдельным областям культуры. Центром образовательного курса культурологии может стать углубленное изучение какой-либо определенной области культуры. В рамках гуманитарного направления культурологии это может быть история отдельных областей культуры. Социально-научное направление в изучении культуры предполагает освоение знаний о существующих теоретических моделях и приобретение навыков проведения научного исследования в отношении определенных культурных порядков и систем. На основе имеющегося мирового и отечественного опыта можно рекомендовать использовать предложенную ранее (см.  "Культурология как научная дисциплина") морфологическую модель культуры. В этом случае учебный курс может включать в себя блоки, объединяющие определенные  области культуры,  такие,  как социальная организация (хозяйственная, политическая, правовая культура); социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура); трансляция культурного опыта (образование, просвещение, массовая информация); обыденная культура — или отдельные области и их сочетания, например, отдельная специализированная область культуры (политическая, художественная, научная и пр.) — каналы ее трансляции — обыденная культура.

Отдельные концепции в соотнесении с категорией  "культура". Предметом изучения могут быть отдельные категории и понятия, являющиеся  компонентами  содержания  категории  "культура".  Они могут быть одинаковыми для гуманитарного и социально-научного направлений культурологии и стать основой формирования таких учебных тем, как деятельность и культура; личность и культура; культурные ценности, образцы, нормы, паттерны, представления; традиционные культурные формы (нравы, обычаи, ритуалы, обряды, фольклор и т.п.). Однако при изучении такого рода тем в рамках гуманитарного направления культурологии речь идет о философском и историческом акценте, а в рамках социально-научного — о научении операционализации ключевых понятий, доведения их до единиц наблюдения и анализа, построения обоснованных и достоверных суждений о существовании обозначаемых ими явлений культуры.

Прикладная культурология. В настоящее время область прикладной культурологии еще не сложилась, и под эту категорию подводятся разнородные специальности. Это обычное положение дел для учебной дисциплины, находящейся в стадии становления. Однако важно, чтобы студенты знали, какого рода деятельность они смогут выполнять и на какие рабочие места вправе претендовать после окончания обучения.  Соответственно,  обобщая зарубежный и отечественный опыт, следует выделить типы специалистов, которых можно осознанно подготавливать в рамках учебных курсов прикладной культурологии гуманитарного и социально-научного профиля.

Социально-научное направление прикладной культурологии:

— социокультурное проектирование, планирование, программирование; в широком смысле слова технологии разработки и реализации социокультурной политики, специалисты по социокультурному развитию;

— социальная работа с особым акцентом на ее культурных аспектах;

— технологии организации социального взаимодействия (разрешение конфликтов, ведение переговоров, консолидация коллективов и пр.);

— социальное участие, включая аниматорство, работу с детьми и подростками, пенсионерами', инвалидами и т.п.;

— культурные аспекты менеджмента;

— формирование организационной среды;

— маркетинг и реклама;

— экономические разработки применительно к сфере культуры. В рамках гуманитарного направления прикладной культурологии можно готовить специалистов следующих профилей:

— журналисты в области культуры;

— художественные критики;

— эксперты по атрибутированию культурных объектов;

— составители текстов и визуальных образов в рекламе;

— продюсеры массовых зрелищ и мероприятий.