Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 17

статистический метод: выявление форм распределения специально выделенных культурных феноменов внутри отдельных или сравниваемых культурных единиц:  определение корреляций между этими феноменами с целью выявления функциональных связей; построение динамических рядов таких распределений и корреляций во времени;

картографирование:  представление распределений культурных черт и паттернов по различным регионам земного шара или территориям внутри регионов;

моделирование культурных явлений и процессов:  построение устойчивых теоретических конструкций, позволяющих идентифицировать изучаемый объект по его структуре и отделить вариативные изменения от структурных;

опрос: построение теоретически обоснованного набора вопросов, ответы на которые достоверным образом указывают на мнения и стандартизированные речевые паттерны у носителей определенной культуры и позволяют определить уровень их культурной компетентности;

полевое исследование: объединение ряда специально отобранных методов для изучения конкретного культурного объекта (жителей некоторого поселения, работников организации, членов племени и пр.) по определенной теоретически обоснованной схеме и в условиях прямого контакта с ним.

Следует подчеркнуть, что одни и те же методы на разных этапах исследования и в разных исследовательских ситуациях могут использоваться для сбора, организации и интерпретации культурной информации. Так, моделирование можно использовать для построения системы теоретически обоснованных признаков и показателей состояния изучаемого объекта (подготовка сбора информации); для установления весовых соотношений между значениями рассматриваемых переменных (организация информации); для редукции полученных в исследовании  данных  к  некоторым  исходным  теоретическим  основаниям (интерпретация информации).

РЕШЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. За время существования западной науки о культуре исследователям удалось в принципе решить ряд программных для нее проблем.

Эволюционистская модель культурной динамики была построена для доказательства, что результирующей всех культурных изменений следует считать развитие,  т.е.  форму процесса,  характеризующуюся количественным приращением разнокачественных элементов с их последующей интеграцией в систему и последовательным повышением уровня ее организации. При всех несовершенствах этой модели есть убедительные  основания  считать,  что  к  динамике  целого  ряда (социо)культурных феноменов — таких, как урбанизация, финансовая система,  демократическая форма правления и др.,  — применимо понятие эволюции, или развития. Однако следует подчеркнуть, что это понятие относится лишь к отдельным культурным феноменам, но не к отдельным культурам и тем более к человеческой культуре в целом, или панкультуре. Таким образом, эволюционизм получил границы применимости в интерпретации динамики культурных феноменов и перестал быть универсальной моделью ее описания и объяснения.

С середины XX века под влиянием новых моделей лингвистических и эмпирических исследований и философии активизировался интерес к поиску культурных универсалий. Обобщение эмпирических данных предыдущего периода, сбор и анализ новых данных по определенной программе и с помощью специальных методов свидетельствуют о том, что ряд культурно-антропологических категорий указывает на универсальные для человечества совместные характеристики жизни и деятельности, такие, как язык, социальные институты, социализация, технология и т.п.

Такого рода универсалии принято интерпретировать как производные от врожденных видовых свойств человека в большей степени, чем от внешних факторов, воздействующих со стороны окружения.  Это делает возможным и при исследовании культурных феноменов осуществлять их редукции к такого рода универсалиям и различение между внутривидовыми и обусловленными внешним окружением детерминантами их порождения и существования.