Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 49

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЛИТЕРАТУРОЙ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ. В настоящее время имеется значительный корпус учебной литературы в области культурологии и смежных дисциплин, созданный отечественными авторами. Учебные пособия неравноценны, и в основном их качество не выдерживает сравнения с мировыми образцами. Большая часть учебных пособий не может быть принята в качестве базового курса ни по одной из обозначенных выше специализаций. Современная западная учебная литература не переводится из-за проблем с авторскими правами.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРОГРАММ, РУКОВОДСТВА. Начата работа по подготовке словаря по культурологии и культурологической энциклопедии; некоторые учебные пособия по культурологии имеют глоссарии; издан ряд учебных программ, связанных с культурологией; руководств по культурологии нет и пока не предполагается.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Обобщая сказанное выше, можно выделить факторы, обусловливающие формирование культурологии как учебной дисциплины, области специального изучения культуры:

— существует корпус учебных текстов, которые при соответствующей категоризации и адекватном распространении могут составить основу преподавания как гуманитарного, так и социально-научного направления культурологии;

— функционируют преподаватели, имеются реальные связи между исследовательским и образовательным уровнями культурологии;

— выделен обязательный вузовский предмет "культурология" и ее Госстандарт как общей и профессиональной дисциплины;  созданы кафедры культурологии в вузах; культурология утверждена как дисциплина ВАК РФ;

— складывается социальный заказ на преподавателей культурологии, работников в области прикладной культурологии. В стране сформировались необходимые предпосылки для развития культурологического образования.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы сделать культурологическое образование социально полезным, следует ориентировать его на трансляцию социально необходимых знаний современного уровня о человеке и социокультурной жизни. Поэтому в отношении как общеобразовательной программы культурологического образования, так и профессиональных программ, обеспечивающих находящие спрос на рынке труда знания и навыки, можно целенаправленно осуществлять социокультурное экспериментирование в отношении соответствующих учебных курсов.

В этом случае необходимо построить модель культурологического образования и его использования на практике; реализовать ее в рамках отдельных образовательных единиц различного масштаба, отобранных по специальным критериям:

а) готовности к изменениям;

б) наличия преподавательских ресурсов и возможностей приведения их в соответствие с современными требованиями;

в) наличия спроса на этот тип образования;

г) возможности осуществления квалифицированных маркетинга и рекламы в отношении учебного заведения и распределения студентов на рабочие места.

Для этого в России при незаинтересованности исполнительных органов, связанных с образованием, в развитии социально-научного образования изменить ситуацию может только заинтересованный социальный субъект, обладающий достаточными полномочиями, относящийся к государственным структурам, готовый взять на себя организационную ответственность. Им может стать Министерство культуры РФ, располагающее сетью высших учебных заведений, рабочими местами в рамках отрасли,  научно-исследовательскими институтами, на базе которых можно разрабатывать современные учебные пособия и программы при наличии издательской базы для них.

Но самое главное — Министерство культуры РФ располагает необходимыми полномочиями, научными силами и базой для проведения социокультурного эксперимента, связанного с систематизацией знаний о культуре и привязкой их к определенным профессиям.