Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 37

Отсутствие специального периодического издания.  В стране не существует официально признанного в профессиональной среде специализированного культурологического периодического издания.  Это мешает становлению науки о культуре, поскольку существенно сужает круг профессиональных публикаций, обсуждений и дискуссий.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Необходимые институциональные шаги.

Чтобы вывести развитие культурологии на следующую стадию — от разрозненных описаний и деклараций к систематическому, в первую очередь — научному познанию культуры, необходимо принять специальные меры.

Во-первых,  следует более четко отграничить научное познание культуры от философского и гуманитарного, ориентировать отечественную науку о культуре на западные образцы.

Во-вторых, необходимо предпринять институциональные шаги для создания профессиональной ассоциации и специализированного культурологического журнала,  что послужит интенсификации контактов между культурологами, выделению науки о культуре в особую область познания в рамках культурологии, формированию более тесных и систематических связей между отечественной и западной наукой о культуре .

В-третьих, следует стимулировать повышение критериев требований к содержанию и качеству учебных курсов, научных разработок, практической деятельности в области культурологии.

В-четвертых, важно активизировать переводы современной западной научной литературы о культуре самого высокого класса.

Возможные  институциональные  стимулы  развития  отечественной культурологии. Как свидетельствует практика, в сегодняшней российской научной среде культурологи оказываются неспособными к культурно-профессиональной  самоорганизации.  Поэтому  выделенные выше задачи остаются нерешенными, а состояние культурологии — синкретичным и малоподвижным с точки зрения приращения рационального знания о культуре. По-видимому, необходимо институциональное государственное вмешательство,  стимулирующее развитие науки о культуре и, шире, культурологии на мировом уровне. Такая деятельность может осуществляться на уровне Министерства культуры, поскольку в сфере его влияния имеются все необходимые и достаточные предпосылки для стимулирования развития отечественной культурологии.

РАЗДЕЛ П. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Начиная с середины XIX века в европейской культуре и философской среде возрастает интерес к разнообразным формам деятельности людей и символическим выражениям этих форм. Все больше внимания стало уделяться искусственному, не-природному, созданному людьми окружению. Соответственно, культура выделилась в самостоятельную область познания. Попытки ее научного осмысления можно считать началом культурной (социальной) антропологии или этнологии как самостоятельной области социальных наук. Поскольку в это время социальные науки развивались в университетских структурах, культурная антропология начала формироваться как учебная дисциплина. В настоящее время она является в развитых странах сложившейся областью образования, включает в себя исследовательский, преподавательский и прикладной технологический аспекты обучения.

В России изучение культуры осуществлялось не систематически, но в разрозненной совокупности таких дисциплин, как этнография, филология, общая история и теория искусства. Форму самостоятельной учебной дисциплины изучение культуры приобрело лишь в середине 1990-х гг. под названием культурологии, в рамках которой пока не проведено четкой границы между гуманитарным и социально-научным подходами к миру искусственных феноменов. Предлагаемый аналитический материал посвящен обсуждений вопросов о том, почему важно выделить социально-научный подход к культуре в структуре высшего образования; каково содержание учебных курсов культурной антропологии в ведущих университетах развитых стран и чем оно обусловлено; что следовало бы предпринять, чтобы приблизить отечественные учебные курсы культурологии к современным социальным необходимостям.