Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 14

Гуманитарному  типу  соответствует  партикуляристский  стиль  в познании  культуры,  т.е.  наделение  рассматриваемых  культурных феноменов свойствами уникальности, неповторимости, самодостаточности, самоценности; результатом становится общее представление о культуре как о совокупности неповторимых и непрогнозируемых феноменов,  т.е.  идеографическая  трактовка  культуры;  социально-научному типу соответствуют поиск устойчивого и повторяющегося в генезисе, трансформациях; поддержание искусственного мира человека как вида и интерпретация изменчивого, уникального в соотнесении с обнаруживаемыми закономерностями; в результате искусственный мир предстает  как совокупность определенных динамических порядков, относительная устойчивость которых обусловливается внутренними закономерными связями; т.е. речь идет о номотерическом подходе к изучению культуры.

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ. Вне зависимости от различий теоретических подходов в западной науке о культуре можно выделить совокупность исходных оснований, на которых сегодня базируются соответствующие исследования и которые ограничивают и в общем виде структурируют область культурно-антропологического познания.

Единство человека как вида. Все теоретические и эмпирические исследования базируются на допущении о наличии антропологических универсалий и инвариант, которые предопределяют общие черты во всех культурах (жизнеобеспечение, социализация, социальная регуляция, культурная коммуникация, знаковые системы и т.п.). Благодаря этому допущению правомерными становятся сравнения культурных явлений и процессов в синхронном и диахронном планах.

Активная природа человека в отношениях с окружением. Активность человека в отношении его окружения полагается в современной науке о культуре в качестве врожденного антропологического свойства. Именно эта активность рассматривается как источник изменений, вносимых в свое окружение, освоения этого окружения, преобразования его в жизненную среду, индивидуальной и социальной адаптации в ней. Благодаря такому допущению становятся возможными функциональные и причинные объяснения устойчивости и изменчивости культурных феноменов.

Культура как категория, обозначающая искусственный, а не природный мир человека. В настоящее время в мировом научном сообществе существует общее согласие, что культура - это категория (а не реальный объект), которая обобщает все классы объектов, созданных или освоенных человеком. Искусственность принимается как центральная, ключевая характеристика этой обобщающей категории, выделяющей в совместной жизни и деятельности людей только тот аспект, который относится к искусственным объектам и заученному поведению. Это позволяет выделить и структурировать предметную область науки о культуре и операционализировать единицы анализа (культурные объекты, культурные явления, артефакты).

Соотношение материализма и идеализма. В современной западной науке о культуре доминирует исходное допущение о том, что любой искусственный объект, артефакт порождается на пересечении действия с природным или искусственным материалом и, условно говоря, планирования ожидаемого результата.  План может предшествовать действию, может быть результатом обобщения проб и ошибок, может формироваться параллельно действиям.  Такое исходное допущение позволяет изучать физические и идеациональные артефакты как по отдельности, так и во взаимной обусловленности. На этих основных исходных допущениях строятся сегодня все научные рассмотрения культурных феноменов вне зависимости от конкретной предметной области, конкретного класса таких феноменов и способа их теоретической интерпретации.

ПРЕДМЕТНЫЕ  ОБЛАСТИ  КУЛЬТУРНОЙ  АНТРОПОЛОГИИ.  В  современной мировой культурной антропологии предметные области можно классифицировать по двум типам оснований, характеризующих уровень теоретических   обобщений; ^.  общие   и   специальные   культурно-антропологические теории.