Однако даже при таком положении дел следует искать потенциальные "точки роста", т.е. учебные заведения, факультеты, кафедры, где существует определенная готовность к модернизации культурологического образования. По-видимому, в этом случае наиболее приемлемой может быть форма социокультурного эксперимента. Это позволяет осуществлять постепенно контролируемые изменения в учебных курсах и их сочетаниях, а затем с помощью инновативных технологий последовательно распространять позитивные результаты их экспериментов.
3. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК УЧВВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сказанное выше означает, что отечественная культурология как учебная дициплина пока не имеет определенного предмета; государственный стандарт для нее неудовлетворителен; преподавательские кадры не готовы; модели специалистов не разработаны; учебные пособия в подавляющей массе не отвечают мировому уровню. При наличии высококачественных западных образцов социально-научного образования, связанного с культурой, а также отечественных учебных курсов, отвечающих мировым стандартам, таких, как математика, физика, химия, лингвистика, ряд инженерных дисциплин, можно предложить морфологическую модель культурологии как учебной дисциплины. Предлагаемая модель соответствует мировому уровню и может быть последовательно и по частям экспериментальным путем реализована в структуре отечественного гуманитарного и социально-научного образования.
ОСНОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Для того, чтобы построить систематический, современный учебный курс культурологии, соответствующий характеру учебного заведения, необходимо выделить основные параметры, в рамках которых строится программа обучения.
Дифференциация по направлениям познания.
Разделение культурологии на гуманитарную и сопиально-научную области познания. Такое разделение позволит осознанно выбрать преимущественную ориентацию обучения на уровне культурологических вузов, факультетов, кафедр. Это позволяет сделать учебный курс, во-первых, целеориентированным; во-вторых, систематизированным;
в-третьих, полезным для обучающихся.
Определение смежных с культурологией предметных областей. Выделение смежных с гуманитарным и социально-научным направлениями культурологии предметных дисциплин позволит структурировать исходные основания и источники информации, специфичные для каждого из них. Соответственно, обеспечивается база для структурирования учебного курса в целом. Так, гуманитарное направление культурологии целесообразно сочетать со специальным освоением таких учебных дисциплин, как- философия культуры, история культуры, филология, история искусства, искусствоведение. Для социально-научного направления особое значение имеет изучение социобиологии, социологии, психологии, экологии, лингвистики, семиотики и семантики.
Определение методологических областей познания. Выделение I областей познания, обеспечивающих методологическую базу для каждого из направлений, обусловливает целенаправленное получение навыков сбора, организации и интерпретации информации, специфичных для них. Для гуманитарного направления культурологии, например, особую значимость составляют такие области методологического знания, как гносеология, этика, эстетика, стилистика, риторика. Социально-научному направлению культурологии соответствуют общая теория систем, теория организации, теория информации, тематическая статистика, теория вероятностей.
Дифференциация по уровням познания.
Для построения целенаправленного и систематического учебного курса культурологии важно точно определить, какой именно уровень познания следует сделать в его рамках доминирующим. Необходимо ознакомить студентов с тем, как работать на каждом уровне. Это приведет их к осознанию направленности и ожидаемым результатам в профессиональной деятельности. В рамках учебных курсов следует обратить внимание на разграничение следующих уровней познания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.