Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 11

Социально-экономические Факторы. Экономический кризис в России обусловлен необходимостью структурной трансформации всей хозяйственной системы. Этому препятствует традиционалистская форма организации производства страны с ее монопольными громоздкими структурами,  государственным  внеэкономическим  способом управления, малой эффективностью, низким уровнем производительности и квалификации рабочей силы.

Вхождение России в среду мировой рыночной экономики предполагает не просто технологическую модернизацию хозяйственных систем, но и изменения структур деятельности и взаимодействия, связанных с процессами жизнеобеспечения. Такого рода преобразования осуществлялись и продолжают осуществляться в других странах. Имеющийся опыт позволяет сделать вывод о том, что чисто экономические процессы модернизации оказываются неэффективными без анализа тех социокультурных условий, в которых они осуществляются. Соответственно, существует настоятельная необходимость культурологического анализа факторов,  способствующих и препятствующих модернизации российских хозяйственных структур, и включения полученной информации в разработку государственно-экономической политики. Кроме того, культурологический анализ и прогноз необходимы при рассмотрении интенсифицирующихся процессов социального расслоения в России.

Эти процессы многократно описаны, проанализированы и обобщены в мировой социально-научной литературе.  Соответствующие данные имеются  в  российских  библиотеках.  Однако  мировой  культурно-антропологический опыт остается в России практически невостребованным,  а собственные исследования проводятся с недостаточной квалифицированностью.

Таким образом, существует социальная необходимость в достоверном знании о социокультурных процессах в стране, обусловленная происходящими социально-экономическими изменениями.

Сопиокультурные Факторы. Движение российского общества в сторону модернизации определяет ускорение социокультурных процессов:

происходит частая смена социально значимых событий в пределах жизненного цикла одного поколения, возникает необходимость вносить постоянные корректировки в структуру образа жизни, в содержание профессиональной подготовки. Происходит также усложнение условий социокультурной жизни: в массовом масштабе людям приходится отслеживать и контролировать сразу несколько параметров своей жизни, таких, как удержание рабочего места, поиск дополнительных заработков, ориентация в ассортименте товаров и услуг и ценах на них, политический выбор, отбор источников и содержания социально значимой информации и т.п. Все это обусловливает повышение степени социальной напряженности,  связанной с тем, что большинство членов общества не в состоянии контролировать сложную подвижную социокультурную ситуацию,

Привычные стереотипы поведения у старших поколений при воспроизведении оказываются малоэффективными, а переучиваться они не могут и не хотят. Новые, более удачные образцы социокультурной активности пока не сложились.  Молодые поколения остаются без социально необходимых знаний и навыков из-за кризиса институтов социализации и инкультурации. Им приходится осваивать социокультурное окружение методом проб и ошибок.

Неподконтрольность  существующей  проблемной  ситуации  членам общества порождает тревогу и беспокойство в массовом масштабе, готовность к деструктивному и агрессивному поведению.  В этих условиях определение социокультурной ситуации и самоопределение в ней стало индивидуальной проблемой для подавляющего большинства членов общества. Люди пытаются искать социальных лидеров, способных объяснить, что происходит и в каком направлении следует двигаться. Однако сейчас в России нет сильных лидеров, хорошо владеющих эффективными социокультурными технологиями. Да и большинство членов общества не подготовлены к рациональным действиям.  Их представления об обществе и культуре, о себе, своем жизненном пути не выходят за пределы мифологии двух типов: исторических и фантастических. В этой ситуации распространение именно научных, а не философских или гуманитарных знаний становится приоритетным направлением культурологических исследований, образования и просвещения .