Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 28

ПРИКЛАДНАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. В современной России прикладное использование социальных наук начинает распространяться и все более признаваться в качестве необходимой составляющей целенаправленной организации и регулирования социокультурных процессов. Отечественный опыт социального программирования, проектирования, планирования, как и в развитых странах, в настоящее время свидетельствует о недостаточности не только экономического, но и социологического подхода. Выявилась необходимость принимать во внимание   культурные   переменные   объектов   целенаправленного регулирования: предпочтения, привычки, нравы, уровень культурной компетенции и т.п. Однако пока работы в этом направлении только начинаются, и при недостатке разработок по социокультурным технологиям и неумелом заимствовании западного опыта сегодняшнее состояние прикладной культурологии не отвечает уровню социальных запросов. Тем не менее имеет смысл выделить направления подобных разработок и оценить, какие из них следует поддерживать.

Проблемы занятости. Они обусловлены разрушением рабочих мест, переставших соответствовать современной необходимости. Модернизация в системе общественного разделения труда происходит медленно, новых рабочих мест пока недостаточно, и претендентам на них не хватает квалификации. Соответственно, нужны прикладные культурологические разработки, связанные с адаптационной помощью тем, у кого существуют проблемы занятости. Подобные функции можно объединить со службами занятости.  Сегодня такого рода разработки начинают разворачиваться в рамках социальной работы, хотя культурологический аспект здесь пока выражен слабо.

Менеджмент в сфере культуры. В развитых странах менеджмент в сфере культуры представляет собой особую специализацию. Специальную подготовку получают люди, которые предполагают стать директорами театров, музеев, филармоний, художественных галерей и пр. В отечественных вузах культуры также начинается подготовка подобных специалистов, хотя пока преимущественно с акцентом на экономическом, а не на культурном аспекте профессиональной деятельности.

Связи с общественностью. Как было сказано ранее, в развитых странах область специализаций,  носящая название "public relations" (связи с общественностью), имеет сложную структуру и объединяет целый ряд функций, относящихся к связям организации со средой ее существования и поддержанию ее позитивного имиджа в этой среде. В России эта профессиональная деятельность пока ограничивается такими основными направлениями, как связи с прессой и маркетинг, причем в обоих случаях люди, занимающиеся этим, как правило, не имеют специальной подготовки. В настоящее время спрос на специалистов по связям с общественностью возрастает, и понятно, что необходимы прикладные разработки в этой области применительно к России, поскольку западный опыт напрямую в отечественную культурную среду перенесен быть не может.

Социальная работа.  За  этим названием обнаруживается целая совокупность направленных действий, связанных с помощью представителям социально слабо защищенных групп и групп риска. Это организация внешкольной работы с детьми и подростками, групп взаимопомощи, социально полезной деятельности, самодеятельности по месту жительства; оказание консультативной помощи по вопросам личностной,  семейной,  профессиональной  адаптации;  юридическая  и материальная помощь; уход за больными и престарелыми и т.п. В настоящее время в России активно проводятся разработки в этом направлении и, по-видимому, здесь можно ожидать достаточно скорых успешных результатов.

Социальное участие. Этот вид деятельности заключается в организации  социально   полезной  деятельности  людей  по  месту жительства: участии в решении вопросов локальной политики, взаимопомощи, самозащиты, улучшении качества жизни и т.п. Пока специальная работа в этом направлении не осуществляется в достаточных масштабах и не носит систематического характера; профессиональная подготовка работников такого рода отсутствует. Однако, как свидетельствует мировой опыт, социальное участие все более становится необходимой компонентой современной социокультурной жизни. Специалисты по организации социального участия готовятся в вузах, и есть основания предполагать, что в России этот вид деятельности может быть весьма полезным.