Культурные аспекты арт-бизнеса. Это направление связано с целенаправленной организацией масштабных культурных мероприятий, таких, как шоу, фестивали, выставки, а также с разработкой и реализацией репертуарной политики театров, филармоний, кинопроката и т.п. Задачи такого рода деятельности связаны с разработкой технологий привлечения спонсоров и публики к проведению подобных мероприятий: презентаций, рекламы, освещения в средствах массовой информации и т.п. В настоящее время все это осуществляется силами специально подготовленных профессионалов.
Культурные аспекты социальной работы. Хотя социальная работа как область социологии существует примерно с начала XX века, внимание к ее культурным аспектам проявилось сравнительно недавно — приблизительно с середины 1970-х гг. Стало очевидным, что культурные и субкультурные различия людей, нуждающихся в социальной помощи, с одной стороны, и также этих людей и социальных работников — с другой, во многом определяют эффективность такого рода деятельности. В настоящее время социальные работники специально обучаются тому, как в своей профессиональной деятельности учитывать эти различия.
Организация межкультурных коммуникаций. Это направление прикладной культурной антропологии носит наиболее аналитический характер. Оно базируется на выявлении тех межкультурных различий представителей взаимодействующих сторон (дипломатов, деловых людей, участников специализированного туризма и т.п.), которые могут способствовать или препятствовать эффективности взаимодействия, а также на обучении их социокультурной технологии установления и поддержания контакта. Такого рода деятельность осуществляют консультанты, имеющие специальную профессиональную подготовку.
Сказанное выше свидетельствует о том, что культурная антропология как наука имеет не только объемную фундаментальную базу, состоящую из результатов и эмпирических исследований. В ее рамках существует также разветвленная сеть прикладных разработок и видов деятельности, где фундаментальное знание уже трансформировано в серии достаточно эффективных социокультурных технологий.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Как уже отмечалось ранее, в современной России знание о культуре резко разделяется на историческое (гражданская история, история искусства, религии, философии, государства и права и т.п.) и философское (философия культуры). Причем оба уровня характеризуются гуманитарным способом рассуждений.
Наука о культуре только начинает формироваться. Ее становление осуществляется на встречном движении двух познавательных факторов. С одной стороны, это отдельные познавательные области, в рамках которых применяется общенаучная методология. К ним следует отнести прежде всего лингвистику, формальные теории искусства, социологию культуры, психологию познания, отечественные формы бихевиоризма, общей теории систем и т.п. С другой стороны, постепенно начинают осваиваться и диффундировать в отечественные модели рассмотрения культуры определенные положения из западной культурной антропологии: элементы культурной экологии, функционализма, структурализма, феноменологии, постструктурализма. Исходная традиционалистская смесь классической идеографии (исторический подход) и номотетики (марксистское объединение эволюционизма с прогрессивизмом) в сочетании с бессистемными вкраплениями новых и новейших концептов, категорий, терминов из западной науки о культуре определяют сегодня содержание той области познания, которая носит название "культурология".
Такое синкретическое состояние этой области в настоящее время представляется естественным, хотя и малопродуктивным для позитивисткого знания о культуре. Примерно то же самое можно было наблюдать на Западе в середине XIX века. Однако об отечественной культурологии имеет смысл говорить всерьез, поскольку, как свидетельствует краткая (с 1970-х гг.) история ее существования, она внутренне дифференцируется и структурируется достаточно быстро.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.