Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 20

Программирование (сопио)культурного развития. Это направление базируется на представлении о возможности целенаправленного регулирования социокультурных процессов в масштабах общества. Соответственно, на основе диагноза и прогноза в отношении текущей социокультурной ситуации выделяются устойчивые тенденции, которые обосновываются как приоритетные, необходимые или социально значимые с точки зрения поддержания существующей ситуации или решения проблемной. Далее разрабатываются рационально обоснованные стратегии усиления позитивных и ослабления негативных тенденций такого рода. Наконец, определяются способы реализации подобных стратегий. Программирование (социо)культурного развития по сути своей является    ядром    построения    и    реализации    современной (социо)культурной политики. Такая работа осуществляется специалистами, имеющими профессиональную социально-научную подготовку.

Проектирование  (социо)культурных  объектов  и процессов.  Это направление базируется на представлении об искусственности культурных объектов. Изучение закономерностей их порождения и существования позволило ставить вопрос об их целенаправленном конструировании или объединении в функциональные конфигурации. Социокультурное проектирование сегодня занимает значимое место в осуществлении культурной политики и является основным тактическим ее инструментом как в поддержании уже существующих культурных процессов, так и в решении социально значимых культурных проблем. Такого рода деятельность выделена в особую профессию и является предметом специального обучения.

Улучшение качества жизни. Это направление объединяет в себе принципы первых двух применительно к локальному — муниципальному и субмуниципальному — уровню осуществления программ социокультурного развития. В рамках этого направления решаются вопросы, связанные с формированием комфортабельной жизненной среды для локальных сообществ, улучшением содержания их досуга, включая самообразование, развлечения, спорт и т.п.

Социальное участие. Это направление тесно связано с предыдущим,  поскольку ориентировано на привлечение жителей локальных территорий к участию в поддержании их жизненной среды в удовлетворительном состоянии собственными силами.  Социальное участие включает в себя такие формы культурной активности, как культурные движения  (экологические,  художественные,  краеведческие и пр.) взаимопомощь по месту жительства, проведение досуга, участие в локальной политике и т.п. Организация социального участия в настоящее время является значимой составляющей локальной культурной политики и осуществляется специалистами с высшим образованием.

Связи с общественностью. Это направление имеет самую длительную историю существования. Его начало можно отнести к моменту возникновения профессиональной журналистики и рекламы. В настоящее время это развитая самостоятельная прикладная область на пересечении культурной антропологии, психологии и социологии. Она включает в себя формирование и поддержание внутренней и внешней среды для определенной организации; создание внешнего позитивного имиджа этой организации; культурные аспекты маркетинга; рекламу и прессу, связанные с внешней представленностью организации; формирование и поддержание неофициальных связей организации со значимыми для ее существования институциональными структурами. Всеми этими видами деятельности занимаются профессионалы,  получившие специальную подготовку.

Культурные аспекты менеджмента. Это направление является относительно новым. Оно сформировалось и успешно развивается примерно с 1980-х гг. Основой его формирования стало использование классического культурно-антропологического знания, которое, как известно, накапливалось в результате изучения племенных, бесписьменных культур, культур далекого прошлого, по отношению к современным организациям. Здесь выявляются и функционально используются такие культурные образования, как ценностные ориентации, нравы и обычаи, ритуалы, складывающиеся в организации. На них в сочетании с официальными  институциональными  нормативами  и  функциональными ролями — строятся социокультурные технологии управления процессами социального взаимодействия в организации, решения организационных проблем и задач. Такого рода деятельность предполагает специальную подготовку руководящих работников организации.