Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 34

Из сказанного следует, что можно говорить о наличии предпосылок для формирования специальной культурологии, ,или культурно-антропологических теорий среднего уровня.

Отдельные категории в соотнесении с концепцией культуры.

"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" — категория широко используется в культурологических работах; в 1970-х гг. были даже сторонники полного отождествления категорий "культура" и "деятельность". Фактически деятельность в культурологии является полным синонимом активности и не имеет специального определения. Соответственно, категория инструментально в культурологии не используется, а все рассуждения о деятельности в культуре носят декларативный характер.

"ЦЕННОСТИ" — категория является ключевой в культурологии. В 1970-х гг. были сторонники отождествления культуры с ценностями. Многочисленные работы, посвященные ценностям, представляют собой совокупности общих высказываний гуманитарного и метафизического характера; инструментально категория "ценность" в культурологии не используется, поскольку она операционально не определена и нередко   отождествляется   со   всеми   объектами   культуры

(артефактами).

"ЛИЧНОСТЬ" — работы, связанные с темой "личность и культура", ограничиваются нормативными представлениями о личности  (каким должен быть человек как член общества) и о процессах воспитания, ведущих к формированию нормативной личности.

"ТРАДИЦИЯ" — категория широко используется в культурологии и занимает ключевое место в определениях культуры. Однако, как и в предыдущих случаях, она .не определена и используется как знак, а не как инструмент познания.

Остальные ключевые категории науки, такие как ЯЗЫК, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, АРТЕФАКТ, КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА, КУЛЬТУРНЫЙ ПАТТЕРН, ОБРАЗЕЦ, ЭТАЛОН, КУЛЬТУРНАЯ ЕДИНИЦА, НРАВЫ, ОБЫЧАИ, НОРМЫ, КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ИНКУЛЬТУРАЦИЯ и т.п., используются лишь в отдельных работах, чаще всего без специальных определений и потому неоднозначным образом.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В этой области можно выделить ряд сложившихся и отчетливо складывающихся направлений.

Культурная политика.  Здесь накоплена солидная  совокупность работ. Большинство их связано с узкой трактовкой культурной политики. Как правило, такие работы ограничиваются задачами сохранения культурных объектов и не касаются их социокультурного функционирования. Но есть такие работы, где речь идет о социокультурной политике, т.е. основное внимание уделяется культурным процессам в контексте социальных взаимодействий. Значительное внимание в рамках темы "культурная политика" уделяется разграничению ее федерального, регионального, локального уровней, определению сфер компетенции и способов деятельности,' соответствующей каждому из них.

Сопиокультурное проектирование. Такого рода разработки проводятся на стыке социологии и культурологии, иногда — психологии;

предпосылками для развития этого направления были разработки в области методологии проектирования, в т.ч. художественного, социального планирования,  позже — проектирования так называемого социального эксперимента; сегодня в этой области накоплены теоретический материал, проектные разработки и реализованные проекты, достаточные для того, чтобы считать эту прикладную область определившейся .

Социальная работа. В этой области накапливается теоретический материал, представляющий собой освоение зарубежных материалов, с одной стороны, и отечественного опыта прошлого — с другой; описываются структура и функции социальной работы как области деятельности; выявляются особенности ее отдельных направлений, таких, как благотворительность,  организация взаимопомощи в локальных сообществах,  семейное  консультирование,  внешкольная  работа  с детьми и подростками, работа с престарелыми, работа с группами риска; в этих направлениях осуществляется практическая деятельность; соответственно, есть основания считать социальную работу выделившейся особой областью прикладного использования социально-научного, в т.ч. культурологического знания.