Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 36

Наличие литературы. В настоящее время существует корпус отечественных, переводных и иноязычных текстов, связанных с изучением культуры. Он достаточен для того, чтобы не только выделить культурологию в самостоятельную познавательную область, а в ней провести границы между наукой о культуре,  с одной стороны, и философским и гуманитарным представлениями о ней — с другой; не только чтобы идентифицировать соответствующие тексты.  На этой оазе можно провести различие между культурологическими и тяготеющими к ним текстами, а также между ними и литературой, относящейся к смежным дисциплинам.

Наличие номинальных специалистов. В стране существует совокупность исследователей и преподавателей, идентифицируемых их окружением и ими самими как культурологи, но лишь немногие из них, буквально  единицы,  занимаются наукой о культуре.  Подавляющее большинство придерживается гуманитарной и псевдофилософской линии рассуждений.

Институционализапия. В отечественных вузах в качестве обязательного введен учебный курс культурологии и созданы соответствующие кафедры. Культурология утверждена как дисциплина ВАК РФ. Соответственно, она имеет институциональный статус, подтверждающий ее самостоятельность и автономию от других дисциплин.

Наличие исследовательских институтов. В юрисдикции Министерства культуры РФ находится ряд институтов, непосредственно связанных с изучением культуры, в т.ч. Российский институт культурологии.

Социальный спрос на специалистов в области культурологии. В стране обнаруживается социальный заказ на преподавателей культурологии, практических работников, учебные и справочные пособия, прикладные разработки в этой области. Таким образом, можно говорить о наличии необходимых и достаточных предпосылок, свидетельствующих о формировании культурологии как самостоятельной области познания и о возможностях выделения в ее рамках науки о культуре (культурной антропологии).

ПОМЕХИ, ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Низкий статус культурологии. Современная культурология, представленная институтами, преподавателями, специалистами, работающими в исследовательских центрах, в сферах управления, организации, консультирования, не имеет достаточно высокого статуса в сравнении с другими дисциплинами. Для этого есть определенные основания. Во-первых, в настоящее время рабочие места культурологов в вузах занимают люди, ранее не проявлявшие интереса к этой дисциплине и занимавшиеся научным коммунизмом, научным атеизмом, историческим материализмом, этикой, эстетикой, историей КПСС и пр., и поэтому их учебные программы далеки от систематического изучения культуры. Во-вторых, в среде исследователей культуры идут постоянные споры из-за дележа познавательных территорий между историками, философами, искусствоведами, поскольку синкретизм и внутренняя неструктурированность культурологии провоцируют такие споры, а наука о культуре, позволяющая провести более четкие познавательные границы, в стране пока не сложилась.

Недостаточность профессиональных контактов. В настоящее время при недостаточном финансировании науки организация профессиональных контактов исследователей культуры внутри страны и с зарубежными коллегами затруднена. Соответственно, основные нормы этих контактов — конференции,  симпозиумы,  семинары,  а также такие формы  профессиональной  работы,   как  полевые  исследования, сравнительно-культурные исследования — сведены к минимуму.

Отсутствие профессиональной ассоциации.  У культурологов нет собственной профессиональной ассоциации, что препятствует установлению и поддержанию устойчивых профессиональных связей между ними, а также с зарубежными коллегами; это обстоятельство замедляет внутреннюю дифференциацию культурологии,  мешает развитию рационального познания культуры, не дает возможности сложиться конвенциональным критериям оценки качества профессиональной деятельности.