Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 25

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. В отечественной культурологии сегодня доминируют спекулятивные построения на извлеченных из работ историков фактах и их интерпретациях. Самостоятельные исследования редки и несистематичны. Тем не менее можно приблизительно выделить те аналитические модели, к которым прибегают отечественные культурологи при построении своих рассуждений.

Наиболее распространенным является философский  телеологизм, обращение к которому предполагает интерпретацию динамики человеческого вида и его искусственного мира как движение в сторону совершенствования. Направления такого совершенствования различны:

это может быть "всестороннее развитие личности", "реализация всех творческих способностей человека", "всеобщее равенство", "устойчивое развитие", "сбалансированное общество" и т.п. В любом случае культура рассматривается как ценностная категория, обозначающая степень приближенности людей к априорно положенным целям. В рамках такого подхода "культура" несет в себе положительную оценку искусственных объектов и заученного поведения. Здесь употребляются такие понятия, как "культура личности",  "антикультура", "культурность" и пр. Работы такого рода не несут в себе познавательной информации. Они обычно написаны в жанре проповеди или идеологически окрашенной журналистики.

Функционалистский подход обнаруживается во всех работах, авторы которых связывают искусственный мир человека с его потребностями или деятельностью. В этом случае категория "культура" указывает на то, что составляющие ее объекты специально создаются для решения задач, связанных с адаптацией человека в его природном и искусственном окружении. Следует подчеркнуть, что в отечественной культурологии отсутствуют позитивные функционалистские теоретические разработки, а также исследования, выполненные на функциональных основаниях. В явном виде функционалистские положения можно обнаружить лишь в критических работах, авторы которых обычно не имеют собственной теоретической позиции и не провели ни одного теоретического или эмпирического исследования. В основном же функционалистские допущения используются нерефлексивно.

Структуралистский подход используется отечественными авторами с целью понять значения и смыслы отдельных феноменов через их внутреннее строение и связь с контекстом их существования. Исследования такого рода проводятся в отношении различных объектов:

это могут  быть литературные  тексты,  иконические изображения, архитектура,  искусственная пространственная среда и т.п.  Пока структурализм очень слабо используется для изучения культурных аспектов социального взаимодействия и коммуникативных процессов. Однако можно ожидать расширения такого рода исследований. Следует подчеркнуть различие между исследовательскими структуралистскими работами и работами о структурализме. Последние пишутся людьми, не применяющими этот подход на практике и вообще не занимающимися исследовательской деятельностью. Кроме того, критические суждения они выносят не сами, а заимствуют у западных исследователей. Поэтому такие работы носят просветительский, а не научный характер.

Классический эволюционизм можно обнаружить в работах культурологов, трактующих культуру в макроисторическом плане. Вне зависимости от того, идет ли речь о смене общественно-экономических формаций,  о цивилизациях или культуре как отдельной системе, понятие "развитие" является здесь ключевым, адаптация людей к окружению рассматривается как движущая сила развития, и считает ся, что культуры можно упорядочить по шкале эволюции. Здесь, как и в первом случае, концептуализация культуры носит телеологический характер. Классический эволюционизм, как известно, таков. Но в подобных работах нет той прямолинейной вульгаризации, которая обнаруживается у "идеологов", и подразумеваются вероятностные, а не линейные закономерности в отношениях человека с окружением. Следует отметить, что собственно эволюционистских исследований в России не проводилось и не проводится. Речь идет о том, что информация о разного рода феноменах культуры, почерпнутая из работ историков, трактуется некоторыми отечественными культурологами в эволюционистском ключе.