Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 47

Теоретическое обобщение. Социально-научному направлению культурологии соответствует теоретическое обобщение фундаментального характера, устанавливающее причинные или функциональные системы связей между базовыми категориями, через которые представляется культурная реальность. Студенты обучаются, во-первых, построению классификаций — низшему уровню обобщения, упорядочиванию культурных феноменов на основании общего признака или совокупности признаков;  во-вторых, построению теоретических моделей,  теорий — высшему  уровню  обобщения,  построению  системы  взаимосвязанных закономерностей,  объясняющих  "поведение"  определенного  класса культурных феноменов.

Гуманитарному направлению культурологии соответствуют  такие формы теоретического обобщения, как систематическое описание и обоснованные типологии. В первом случае студенты обучаются упорядочению множеств явлений и событий культурного характера, приданию их совокупности системного качества. Во втором случае речь идет о научении выделению устойчивых совокупностей культурных феноменов, которые могут быть идентифицированы как специфичные в различных пространственных и временных культурных контекстах

Эмпирические обобщения. Социально-научному направлению культурологии соответствует построение теорий среднего уровня. Студенты обучаются выделению устойчивых связей между наблюдаемыми феноме нами, т.е. эмпирических регулярностей; объединению таких регуляр-ностей в обоснованные системы. В этом случае приобретается навык использования аппарата математической статистики. В рамках гуманитарного направления культурологии этому уровню соответствует идентификация,  атрибутация культурного феномена с выходом на характерные для него признаки, позволяющие отнести его к определенному типу явлений, событий, процессов.

Прикладные разработки. Социально-научному направлению культурологии  соответствуют  прикладные  разработки  технологического характера. В рамках таких учебных курсов студенты обучаются разработке социокультурных проектов и программ, прогнозов, планов и оценке их эффективности; использованию технологий социокультурно-го взаимодействия в различных условиях; формированию культурной среды организаций. Для гуманитарного направления культурологии прикладной уровень связан с организационной деятельностью продю-серского, режиссерского характера. Студенты обучаются организации фестивалей, музейных и выставочных экспозиций, праздников и других арт-проектов.

Дифференциация по предмету познания.

По предмету, изучения культурология может быть разделена на дифференциальные области, о существовании и содержании которых следует знать всем обучающимся. В то же время в рамках каждого отдельного учебного курса акцент может быть сделан на конкретной предметной области, соответствующей профессиональной специализации обучающихся.

Общие теории культуры. Они организуют знания о культуре как о целостности, рассматриваемой с определенной позиции. Важно, чтобы студенты поняли, с какой позиции им представляется культура и что данная позиция не является ни единственной, ни универсальной. Для гуманитарного направления культурологии целесообразно подробно проработать один из таких общих культурологических курсов, как цивилизационный подход, философия эволюции и т.п.

Социально-научному направлению культурологии могут соответствовать такие общетеоретические курсы, как морфология культуры, структурализм,  функционализм и т.п.  Целесообразно углубленное изучение определенного теоретического направления от оснований до методов исследования. В случае смешения направлений студенты смогут лишь поверхностно ознакомиться с ними, но не получить серьезных профессиональных знаний и навыков.