Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 23

повествование радикальным образом превалирует над доказательством;  любое четкое определение понятия подвергается критике за неполноту и начинает размываться за счет попыток его дополнений и уточнений. Это позволяет авторам без особых усилий быстро писать объемные статьи и монографии;

Большинство  рассуждений  о  культуре  носит  партикуляристский характер: описываются отдельные конкретные случаи, и им без достаточных оснований придается статус либо уникального явления, либо показательного типичного примера (эталона); поскольку отечественные культурологи в процессе образования не получили навыков  определения и операционализации категорий,  формулирование доказательств, построения теорий, они плохо представляют себе, что можно считать культурным фактом, а что — нет. Поэтому их работы содержат причудливую смесь свидетельств из разнокачественных по достоверности источников, несопоставимых друг с другом. Обобщенные же высказывания не являются результатом логического синтеза культурной информации,  содержащейся в рассматриваемых отдельных случаях, но носят априорный, метафизический характер. Примерами могут служить отечественные рассуждения о культуре как системе, где разрозненные конкретные факты используются лишь для иллюстрации целостности и взаимосвязанности исходно неопределенно понимаемой культуры, или же о цивилизации, где множество разнородных данных насильственно объединяются в априорно провозглашаемые, но принципиально недоказуемые единства.

Таким образом, современная отечественная культурология предс тавлена внутренне нерасчлененными на философское, гуманитарное, социально-научное направления текстами.  Основная стилистика — гуманитарная, характеризующаяся описательностыо, партикуляризмом, неопределенностью понятий, логикой здравого смысла.

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ. Анализ культурологических текстов позволяет выделить общие основания, на которых строятся рассуждения о культуре.

1. Единство человечества как вида в принципе признается. Однако параллельно утверждается онтологическая специфичность этнических культур, что подразумевает трактовку этноса в биологических терминах, а не с точки зрения неврожденных социокультурных особенностей. Это противоречие не является предметом теоретической рефлексии и профессиональных дискусий.

2. Утверждается активная природа человека в отношениях с окружением, и основными категориями, указывающими на это, являются наиболее часто употребляемые в культурологии понятия "творчество" и "деятельность" в качестве культурообразующих.

3.  Проводится четкое различие между природой и культурой;

культура определяется как продукт человеческой деятельности и творчества,  а природа рассматривается как контекст,  в котором такая активность осуществляется.

4. Культурная динамика рассматривается как имеющая закономерный характер. Она трактуется только в макроисторических терминах, и ей приписываются две основные формы: эволюционная (развитие) и волнообразная (цикличная). Цикличную форму изменений принято соотносить с традиционалистскими культурами прошлого (равно письменными и бесписьменными); развитие — с христианством, концептуально положившем начало идее осевого времени.

5. При трактовке генезиса культурных феноменов признается равное значение материального и идеального начал. Хотя в культурологической литературе больший интерес проявляется к идеальным детерминантам этих феноменов — вплоть до того, что иногда создается впечатление чисто идеалистической трактовки культуры (например, цивилизации определяются через господствующие религиозные доктрины;  "обществекнное  сознание"  считается основной детерминантой совместных индивидуальных действий людей; право, наука, искусство, религия называются формами общественного сознания и т.п.).