Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 2

В  этой  связи  целесообразно  рассмотреть  следующие  ключевые темы.  Во-первых,  выявить социокультурные факторы,  обусловившие выделение культурологии в самостоятельную область познания: это позволит понять, почему и для чего в рамках социальных наук наука о культуре определилась в ее современных границах на мировом и отечественном уровнях.  Во-вторых,  охарактеризовать современное состояние культурологического знания на этих уровнях. Это позволит зафиксировать мировые теоретические и прикладные достижения науки о культуре и определить место отечественной культурологии в соотношении с ними. В-третьих, предложить морфологическую модель современной науки о культуре, обобщающую основные направления мировых и отечественных теоретических исследований и прикладных. разработок. Это позволит оценить сегодняшние познавательные и практические возможности культурологии как научной и учебной дисциплины.

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ

Изучение культуры в XX веке постепенно транформировалось из академического познания в необходимую компоненту практической деятельности. В настоящее время во всех развитых странах культурные переменные начинают включаться в структуру выработки и реализации практически каждого социально значимого решения, подобно тому, как это было с экономикой, а после второй мировой войны — с социологией.

Современная экономическая политика строится на базе не только социального, но и культурного расслоения общества; не только экономических, но и культурных особенностей групп интересов. В организационных структурах принимаются во внимание влияния информационных связей на формально ролевые; все более входит в обиход выражение "культура организации". В рамках локального упрапления применяются социокультурные технологии, связанные с активизацией участия граждан в совершенствовании собственного качества жизни На уровне международной политики обычной практикой становится пристальное внимание к культурной специфике стран-участниц межнациональных отношений, к ее влиянию на формы таких отношений. Итак, есть все основания утверждать, что научное и прагматичное знание о культуре стало сегодня в мире социально необходимой компонентой "картины мира", и Россия в этом отношении не исключение. Соответственно, следует выделить 'основные факторы, обусловившие такую необходимость на уровне как мировой, так и отечественной науки.

Наука о культуре как область социально-научного, а не философского или гуманитарного познания, имеет несколько различных, но практически синонимических названий. В США это культурная антропология, в Великобритании — социальная антропология, во Франции — этнология.

В любом случае речь идет об изучении искусственного, неприродного мира человека, заученного поведения, разделяемых представлений.

Наука о культуре является составной частью мирового европейского понимания антропологии, которое как познавательная программа сформировалось в последней четверти XIX века и связывалось с задачей полного изучения человека. Эта программа объединяла определенный набор познавательных направлений: собственно антропология, или естественная история человека как вида, включая его эмбриологию,  анатомию,  психофизиологию;  палеонтология,  или  праистория,  происхождение  и  первобытное  состояние  человеческого вида; этнология — распределение человеческих сообществ на Земле, изучение поведения и обычаев людей, социология — отношения людей между собой, лингвистика — образование и существование языков, фольклор;  мифология — возникновение,  история и взаимовлияние религий; социальная география — воздействие на человека климата и природных ландшафтов;  демография — статистические данные о составе и распределении человеческой популяции. Эта программа как целое не была реализована, но породила ряд направлений исследований совместной жизни и деятельности людей, постепенно сложившихся в самостоятельные области познания. Культурная (социальная) антропология, или этнология (в западном понимании), стала одной из них.