Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 26

Методы исследования, применяемые в отечественной культурологии. В рамках культурологии пока проводится очень мало исследований, и, главным образом, на материале искусства. В то же время можно указать на области познания, в рамках которых происходило и происходит накопление данных о культуре и которые в сегодняшней культурологии освоены слабо. Это исторические документы, археологические,  этнографические данные,  результаты лингвистических и психологических исследований и т.п. Соответственно, имеет смысл рассмотреть, каким методическим аппаратом располагают отечественные культурологи.

Филологический анализ содержания литературных источников. Это практический, слабо отрефлексированный с точки зрения последовательности процедур способ работы с письменными текстами. Его можно поместить на грани между наукой и искусством. Будучи хорошо освоенным,  он приносит  достоверные  результаты.  Большая часть работ, связанных с такими значимыми для культурологии категориями, как стиль, жанр, авторская манера, композиция, образы, тропы и т.п., сделана на литературном материале с помощью именно этого метода. Он используется также для атрибуции анонимных произведений литературы.

Искусствоведческий анализ объектов художественной культуры. Он принципиально такой же, как и предыдущий, с тем различием, что в этом случае речь идет о работе с невербальным материалом. Характер материала обусловливает определенные особенности применения способов анализа, делая их более приспособленными для работы с иными, чем литературный, культурными кодами — иконическим, музыкальным, пластическим, архитектурным. Исследователям этого круга приходится более, чем литературоведам, иметь дело не только с отдельным объектом, но и с контекстом его порождения и существования, с его семантическими аспектами. Поэтому к настоящему времени набор приемов работы с невербальными аспектами оказался более обширным и утонченным, чем в литературоведении. Благодаря использованию элементов теории информации, семантики и, как ни парадоксально, лингвистики, психо- и социолингвистики (не используемых в литературоведении) музыковедение, исследования в области изобразительных искусств, теория архитектуры сегодня намного ближе к научным методам в работе с материалом, чем литературоведение.

Опрос. Этот метод используется в России самым нерефлексивным образом. Несмотря на то, что во всех, даже плохих, работах, посвященных методам социально-научных исследований, содержатся предупреждения о сложностях, несовершенствах, ограничениях, связанных с методом, на практике с ним обращаются самым примитивным образом. Ставятся прямые вопросы, к ним даются заранее заготовленные исследователями наборы вариантов ответов. Опросные листы раздаются или рассылаются в массовых масштабах без учета лексической специфики и уровня культурной компетентности адресатов. Причем бывают анкеты, содержащие более 100 вопросов, что недопустимо, исходя из стандартных требований к адекватному использованию методов опроса. Полученные ответы примитивным образом подсчитываются, и на этих зыбких основаниях делаются далеко идущие выводы о реальном поведении или, что еще безграмотнее, о "содержании сознания" людей. Соответственно, работа с такими данными предполагает специальную программу их вторичной обработки.

Статистика. Статистические методы в их простейших формах широко используются в отечественных социальных науках — в основном с целью выявления форм распределения социокультурных феноменов, реже — для определения их динамики во времени, поскольку во многих случаях для построения необходимых рядов не хватает данных. Более сложные формы возможного использования статистики для решения социально-научных задач, разумеется, существуют. Однако они практически не используются из-за отсутствия взаимного интереса друг к другу представителей социальных наук и квалифицированных математиков.