Полевое этнографическое исследование. Обычно оно имеет значительно более узкие рамки, чем на Западе, и ограничено фольклорными материалами или объектами народной художественной культуры как самоцелью. В отечественной этнографии даже образ жизни людей сводится к труду, религии и народной эстетике. Сама программа такого исследования традиционна и не несет в себе современного критического отношения к источникам информации. Соответственно, чтобы использовать такие данные в научных исследованиях культуры, следует подвергать их обоснованному и рефлексивному вторичному анализу.
Биографии. В России очень модно собирать биографические данные разного рода знаменитых покойников. По-видимому, это свидетельство традиционализма отечественной культуры с ее примитивным культом предков и оставшимися от него в христианстве житиями святых. Самым показательным примером является "пушкиноведение". Такого рода работы обычно являют собой симбиоз из отрывочных, несистематизированных документов и их вольных интерпретаций. Содержащаяся в них достоверная информация непропорционально мала по сравнению с объемами самих письменных текстов, однако при квалифицированном отборе она может стать материалом для достоверных суждений об определенных явлениях культуры прошлого. Кроме того, предметом культурно-антропологического исследования может быть сам феномен некрофилических изысканий отечественных биографов и достаточно широкий интерес к их писаниям.
Говоря о методах исследования, используемых и пригодных для использования в науке о культуре, следует подчеркнуть слабую отрефлексированность их методологических оснований. Обычно как-то оговариваются методы сбора информации. Да и то практически не встречаются развернутые обоснования, почему для данного исследования избран именно этот, а не какой-нибудь другой метод. Методы анализа материала не эксплицируются, а о том, что основания интерпретации материала для построения выводов должны быть четко сформулированы, отчественные культурологи, видимо, даже не подозревают. Тем не менее можно говорить о наличии некоторых методологических тенденций, которые могут быть использованы, прослеживаются в отечественной культурологии и позволяют ставить вопрос о возможности повышения достоверности культурологических данных и выводов.
РЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАМКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Из сказанного выше с очевидностью следует, что в отечественной культурологии не ведется целенаправленных фундаментальных (в принятом в мировой науке смысле, а не в отечественной интерпретации) исследований; чрезвычайно мало и квалифицированных исторических обобщений. В этой области можно констатировать низкий уровень научной культуры.
Соответственно, о решении каких-то научно и практически значимых теоретических проблем не имеет смысла говорить. Единственной решенной проблемой можно считать выделение культурологии в самостоятельную дисциплину и наметившуюся тенденцию к ее более отчетливой дифференциации на философское, гуманитарное и социально-научное направления.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАМКАХ ОТЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Применительно к отечественной культурологии нет смысла говорить о нерешенных проблемах в том ключе, в каком они рассматривались применительно к западной науке о культуре. Скорее всего, здесь общей нерешенной проблемой является определение статуса культурологии по отношению к другим социально-научным дисциплинам через рефлексию к ее основаниям, обсуждение ее морфологии и оценки возможного прикладного применения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.