Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 31

— теория информации,  из которой черпаются представления о том, как превращать обыденный опыт в источник научных данных, т.е. методы отбора и интерпретации единиц наблюдения и анализа;

— теория вероятностей,  указывающая на то,  что культурные феномены имеют множественную и нелинейную обусловленность порождения и изменения, и к ним применима логика математической статистики, обусловливающая методы изучения связей между антропологическими и культурными переменными;

—  теория  организации,  позволяющая  операционализировать  и, следовательно,  проследить  процессы  формирования  и  разрушения культурных порядков, т.е. строить методы изучения силы, интенсивности, устойчивости связей между культурными феноменами;

— общая теория систем,  обеспечивающая возможность изучения сложных культурных объектов, т.е. использования методов, позволяющих зафиксировать сложные культурные образования как внутренне взаимосвязанные целостности и проследить за обусловленностью их состояний внутренними и внешними факторами.

Внутренние границы культурологии. Из сказанного следует, что внутри культурологии, как она существует сегодня, наука о культуре занимает в познавательном пространстве свое место, определенное специфичными границами по сравнению с философским и гуманитарным типами познания, имеющими совершенно другие границы. Соответственно, разделение культурологического знания на философское, гуманитарное и социально-научное позволяет провести границу между метафизическим,  описательным и объясняющим типами суждений о культуре.

Проведение таких границ позволяет определить место культурной антропологии среди других областей познания, связанных с человеком, обществом, культурой.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУКИ 0 КУЛЬТУРЕ ПО УРОВНЮ ПОЗНАНИЯ

Фундаментальный уровень. Ему соответствует построение моделей культурных явлений и процессов, устанавливающих функциональные или каузальные (причинные) связи между изучаемыми переменными, позволяющих объяснять и прогнозировать культурные события. В современной России таких работ буквально единицы, а оценка их познавательной значимости недоступна массе культурологов из-за низкого уровня их профессиональной культуры.

Теория среднего уровня. Это эмпирические обобщения, позволяющие зафиксировать наблюдаемые регулярности, связанные с культурными феноменами. Такие обобщения позволяют строить вероятностные высказывания о динамике культурных объектов и обоснованные гипотезы для проверки на фундаментальном уровне. В современной России подобные работы отсутствуют, поскольку в отечественных социальных науках не сложилась культура эмпирических обобщений и построения теорий среднего уровня.

Систематичность описания.  Этот уровень культуры сочетает в себе гипотетико-дедуктивные суждения с показательными эмпирическими примерами, подтверждающими их правомерность. В современной России это наиболее распространенный подход к культуре. Правда, обычно исходные допущения для дедукций не излагаются в явной форме,  а приводимые  иллюстративные примеры не обосновываются в качестве репрезентативных.

Прикладные разработки. Этот уровень познания культуры представляет собой трансформацию теоретических знаний в технологии эффективного взаимодействия человека с окружением.  В современной России усиливается  социальный  запрос  на такие  технологии,  и область прикладной культурологии постепенно обретает границы и внутреннюю структуру.

Сказанное выше означает,  что для формирования современного корпуса  знаний  о  культуре  в  России  необходимо  усилить рационально-научную  теоретическую  ориентацию  в  отечественной культурологии,  с одной стороны,  и акцентировать теоретическую обоснованность прикладных разработок — с другой.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ ПО ПРЕПМЕГУ ПОЗНАНИЯ

Общие теории. Такие теории организуют знания о культуре вообще в любой интерпретации этой категории.  В России сегодня в их качестве используется ряд моделей.