— теория информации, из которой черпаются представления о том, как превращать обыденный опыт в источник научных данных, т.е. методы отбора и интерпретации единиц наблюдения и анализа;
— теория вероятностей, указывающая на то, что культурные феномены имеют множественную и нелинейную обусловленность порождения и изменения, и к ним применима логика математической статистики, обусловливающая методы изучения связей между антропологическими и культурными переменными;
— теория организации, позволяющая операционализировать и, следовательно, проследить процессы формирования и разрушения культурных порядков, т.е. строить методы изучения силы, интенсивности, устойчивости связей между культурными феноменами;
— общая теория систем, обеспечивающая возможность изучения сложных культурных объектов, т.е. использования методов, позволяющих зафиксировать сложные культурные образования как внутренне взаимосвязанные целостности и проследить за обусловленностью их состояний внутренними и внешними факторами.
Внутренние границы культурологии. Из сказанного следует, что внутри культурологии, как она существует сегодня, наука о культуре занимает в познавательном пространстве свое место, определенное специфичными границами по сравнению с философским и гуманитарным типами познания, имеющими совершенно другие границы. Соответственно, разделение культурологического знания на философское, гуманитарное и социально-научное позволяет провести границу между метафизическим, описательным и объясняющим типами суждений о культуре.
Проведение таких границ позволяет определить место культурной антропологии среди других областей познания, связанных с человеком, обществом, культурой.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУКИ 0 КУЛЬТУРЕ ПО УРОВНЮ ПОЗНАНИЯ
Фундаментальный уровень. Ему соответствует построение моделей культурных явлений и процессов, устанавливающих функциональные или каузальные (причинные) связи между изучаемыми переменными, позволяющих объяснять и прогнозировать культурные события. В современной России таких работ буквально единицы, а оценка их познавательной значимости недоступна массе культурологов из-за низкого уровня их профессиональной культуры.
Теория среднего уровня. Это эмпирические обобщения, позволяющие зафиксировать наблюдаемые регулярности, связанные с культурными феноменами. Такие обобщения позволяют строить вероятностные высказывания о динамике культурных объектов и обоснованные гипотезы для проверки на фундаментальном уровне. В современной России подобные работы отсутствуют, поскольку в отечественных социальных науках не сложилась культура эмпирических обобщений и построения теорий среднего уровня.
Систематичность описания. Этот уровень культуры сочетает в себе гипотетико-дедуктивные суждения с показательными эмпирическими примерами, подтверждающими их правомерность. В современной России это наиболее распространенный подход к культуре. Правда, обычно исходные допущения для дедукций не излагаются в явной форме, а приводимые иллюстративные примеры не обосновываются в качестве репрезентативных.
Прикладные разработки. Этот уровень познания культуры представляет собой трансформацию теоретических знаний в технологии эффективного взаимодействия человека с окружением. В современной России усиливается социальный запрос на такие технологии, и область прикладной культурологии постепенно обретает границы и внутреннюю структуру.
Сказанное выше означает, что для формирования современного корпуса знаний о культуре в России необходимо усилить рационально-научную теоретическую ориентацию в отечественной культурологии, с одной стороны, и акцентировать теоретическую обоснованность прикладных разработок — с другой.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ ПО ПРЕПМЕГУ ПОЗНАНИЯ
Общие теории. Такие теории организуют знания о культуре вообще в любой интерпретации этой категории. В России сегодня в их качестве используется ряд моделей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.