Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 32

1. Концепция общественно-экономических формаций;  это аналог классического эволюционизма с ярко выраженной идеологической ориентацией прогрессивизма. Теория носит характер оправдания определенных культурологических интерпретаций, не имеющих силы доказательств.

2.  Концепция  цивилизаций;   она  сменила  концепцию  смены общественно-экономических формаций; таким образом, представление о макродинамике культуры утратило однолинейный прогрессивистский смысл, а рассмотрение культуры вернулось к синкретизму, партикуляризму, идеографической ее трактовке.

3. Общая теория систем; она обеспечивает возможность рассматривать совокупности культурных феноменов как внутренне упорядоченные целостности и объяснять происходящие в их рамках процессы. В России к общей теории систем отношение не инструментальное, а онтологичное,  Кроме  того,  гегельянская традиция  обусловливает тоталитаризацию системного взгляда на мир; он априорно считается системным. Поэтому применение концепции системы в отечественной культурологии представляет собой лишение теоретического научного конструкта его инструментально-познавательной значимости и внесение в него гуманитарного синкретизма.

4.  Информационно-символический подход;  здесь этим названием обозначается смесь структурализма, теории информации, семиотики и искусства толкования культурных текстов. Такой подход, в отличие от предыдущих, не предполагает онтологических деклараций, но привлекает внимание к тому, как можно понять значения и смыслы культурных символов и доказать достоверность этого понимания. Он пока в основном используется в гуманитарном варианте и применительно к литературным текстам. Однако примеры более строгого его использования имеются, и тенденции проникновения инструментального, а не доктринального отношения к познанию культуры становятся заметными.

5. Морфологический подход; имеется в виду обоснованная модель культуры, представляющая строение искусственного мира и культурных порядков.  Обычно в отечественной культурологии в культуре выделяются "материальный" и "духовный" уровни. К первому почемуто относят всю экономику, а ко второму все остальное.

Наиболее  отрефлексированная  и  обоснованная  морфологическая модель культуры предложена в Российском институте культурологии ("Морфология культуры. Структура и динамика". — М., 1995 г.). Здесь выделяются два основных типа формирования и использования культурных объектов — специализированный и обыденный; три уровня культурных процессов — кумуляция, трансляция, повседневное использование культурных объектов; в специализированной области выделяются три блока культурных порядков: культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура), социально значимое знание (религиозная, художественная, философская,  научная культура),  трансляция социально значимого опыта:

образование, просвещение, массовая культура; составляющие обыденной области культуры выделены в соответствии со специализированным кумулятивным уровнем:  организационному блоку соответствуют домашнее    хозяйство,    межличностные    отношения,    мораль (нравственность),  познавательному блоку — суеверия,  обыденная эстетика, "народная мудрость", практическое знание.

Каждая единица может быть представлена как определенный культурный порядок, которому соответствует свой культурный код. Этот код можно выявить через изучение наблюдаемых культурных объектов (артефактов), характерных для каждой из единиц по содержанию, но одинаковых по категориальному составу: вещи, идеи и образы, технологии, нормы и правила, критерии оценки и ценности. Предлагаемая морфологическая модель является обобщающей по отношению к многообразным попыткам структурировать категорию "культура"  и систематической в том смысле, что выделенные единицы обоснованы как необходимые и достаточные на базе современного научного знания о человеке.