Социокультурное проектирование. Во всем мире уже с послевоенного периода существуют так называемые программы социокультурного развития и повышения качества жизни. Для их разработки и реализации сейчас готовятся специалисты с высшим образованием. В России аналоги такой деятельности существуют, хотя ею пока занимаются люди, не имеющие специальной профессиональной подготовки. В то же время в нашей стране уже есть теоретические разработки и опыт проектной деятельности, достаточные для осуществления подготовки специалистов в этой области.
Социокультурная политика. Прикладные разработки в сфере социокультурной политики сегодня проводятся во всех развитых и наиболее продвинутых развивающихся странах. Социально-научное, в т.ч. культурно-антропологическое знание входит в такие разработки в качестве неотъемлемой составляющей. В России социальная политика сводится только к экономической компоненте, а собственно социальные вопросы не решаются; культурная политика ориентирована только на воспроизведение существующих объектов культуры, а качество их социально значимых функций остается без внимания. И хотя определенные прикладные разработки в обеих областях имеются и так называемые практики из сферы управления готовы к рационализации своей деятельности, пока такого рода деятельность не имеет адекватной институциональной организации.
Сказанное означает, что в России есть предпосылки для развития прикладного использования социально-научного, в т.ч. культурологического, знания. И целенаправленная институциональная деятельность в этом направлении может принести социально полезные результаты.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. При всех несовершенствах отечественной культурологии, описанных выше, из всего сказанного следует также, что для ее формирования как специальной научной дисциплины уже имеются определенные предпосылки.
Необходимо ее официальное утверждение как особой научной дисциплины; сегодня культурология заняла собственное место и в номенклатуре дисциплин ВАК РФ, и среди обязательных учебных дисциплин в структуре высшего образования.
Необходимо продолжение традиционных исследований; фактически продолжаются работы в предметных областях, смежных с сегодняшней культурологией и традиционно во всем мире являющихся источниками эмпирического материала для культурно-антропологического осмысления — история общая и специальная (искусства, государства и права, религии и т.п.); искусствоведение; филология и лингвистика, социология, психология. Соответственно, данные для культурологического анализа имеются и продолжают накапливаться.
Необходима готовность к дифференциации и структурированию культурологии. В кругу отечественных культурологов существует явная готовность к тому, чтобы преодолеть синкретизм этой познавательной области. Среди них сегодня существует согласие о специфичном статусе философии культуры в рамках этой области и ее несводимости к другим формам познания. Столь же целенаправленной является позиция тех, кто настаивает на выделении социально-научной ветви культурологии, на ее самостоятельности, связывая ее с мировыми ориентациями культурной, социальной антропологии, этнологии. Наиболее аморфную позицию занимают сторонники гуманитарной ориентации. Они готовы признать философию культуры; им чужда наука о культуре. Однако в силу многочисленности представителей и традиционно установленного статуса гуманитарного типа познания в России, этим людям не приходится обосновывать правомерность и социальную полезность своих рассуждений и выводов. Но они не имеют особых возражений против внутренней дифференциации культурологии по типам познания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.